Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Когда Ницше плакал

Ирвин Ялом

  • Аватар пользователя
    balandin_nick21 января 2025 г.

    Этот неоднозначный, несовременный, ибо незрелищный, роман оказался в моей библиотеке только благодаря фамилии, упомянутой в названии. Кто такой Ирвин Ялом и чем он знаменит, я ещё не знал, но по прочтении пары-тройки десятков страниц решил поинтересоваться. Слишком уж нетипичный текст попался в руки.

    Итак, Ирвин Ялом. Американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии Стэнфордского университета. Автор нескольких учебников и художественных произведений, какие повествуют преимущественно о психотерапевтах либо об истории этой науки. Чаще всего Ирвина Ялома называют представителем экзистенциальной психологии (одно из направлений современной гуманистической психологии) и последовательным противником «краткосрочной диагноз-ориентированной терапии». В мире штамповки, массмаркета и подписочных сервисов специалист, практикующий индивидуальный подход и изобретающий «новую терапию для всякого пациента ввиду наличия у каждого уникальной истории», вызывает как минимум уважение.

    Теперь перейдём к произведению непосредственно. События, происходящие в книге, не имели места в действительности. Автор полностью выдумал знакомство двух величайших людей своего поколения — философа Фридриха Ницше и австрийского врача Йозефа Брейера. Последний считается основателем психоанализа, также он был другом и наставником амбициозного интерна Зигмунда Фрейда, который на страницах романа играет значимую роль.

    Впрочем, должен признать, в теории (но только в теории!) упомянутое знакомство вполне могло бы состояться, ведь автор крайне филигранно и органично совмещает вымысел и исторический контекст. Недовольство и радикализация масс формируют тревожный фон: по Европе начинает бродить тот самый призрак, о котором говорится в «Манифесте Коммунистической партии». В воздухе витает дух противоречий, предвещающий мировую войну. Тот тут, то там образуются эскизы идей, каковые в будущем породят фашистских монстров. И на фоне этих драматичных событий XIX века разыгрывается пьеса о локальных переживаниях маленького человека. Ницше страдает от жутких мигреней, и никто не в силах ему помочь, с чем Фридриху приходится стоически мириться, вырабатывая ту самую систему взглядов о сверхчеловеке. Эти идеи в искажённом виде лягут в основу нацизма. Брейер, в свою очередь, разрывается между семейным долгом и влечением к красивым пациенткам, попутно терзая себя кризисными вопросами вроде: «Как так получилось, что приятный и перспективный парень превратился в престарелую развалину?» — или: «Неужели это всё? Это — мой потолок, и ничего более не будет?»

    Однако разрешение конфликта мне, если честно, не очень понравилось. Возможно, это профессиональная деформация автора, но в литературе приём, использованный им (конкретнее без спойлеров сказать не могу), выглядит довольно-таки пошло. Сродни сюжетной затравке в стиле «герой ничего не помнит, у него амнезия».

    Резюме будет такое. Психотерапевтический, медитативный роман, написанный профессионалом, но не в писательском ремесле, а в ремесле чувств, страданий и когнитивных искажений, — зверь в литературе редкий, а потому заслуживает того, чтобы с ним ознакомиться.

    Хотя, надо отметить, читал я его в 2022 году и оценил на твёрдые 3 балла по своей личной пятибалльной шкале. В публичном пространстве ставлю 4, поскольку оценка «удовлетворительно» в наших широтах имеет негативную коннотацию.

    4
    546