Рецензия на книгу
Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы
Александра Баркова
Аноним20 января 2025 г."Был пиратом жадный Билли"
1. В этой книге нет ни одной ссылки ни на одну работу по славянской мифологии.
- В тексте нет ссылок ни на одну работу, а если Баркова о ком-то и высказывается, то делает это так:
Но увы: при чтении этого словаря необходимо обращать внимание на имя автора статьи, потому что, как мы уже отмечали, Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров в своих статьях пишут иногда самые фантастические вещи (например, домовой у них оказывается ипостасью… Велеса).
В каких статьях Вяч. Вс. Иванова и В.Н. Топорова мы столкнемся с домовым - Велесом? В каких-то.
Но я заморочился, и - спасибо, "Википедия"! - нашел две книги: "Славянские языковые моделирующие семиотические системы". М., 1965., и "Исследования в области славянских древностей". М., 1974.
И что же там написано? Там написано вот что:
Характерны также параллели между Вели бог (СРНГ, вып. 4, стр. 106) и типом Дажьбог при ой, дай, боже в колядах и т. д. К Вели бог ср. также имя богини Велы, упоминаемой среди полевых духов в одном из поздних списков «Слова св. Иоанна Златоуста», Mansikka, 1921, стр. 177. С именем и функцией Велы можно сравнить волосатку, связываемую с домашними животными: «означает духа женского пола, овинного, домового, стерегущего овины с домашними животными- Это - Баркова. Мифологический антипод козла – заяц. Он тоже связан с темой мужской эротики, но при этом является символом крайне негативным.
А это - Александр Викторович Гура, доктор филологических наук, и его статья "О символике зайца у славян":
В фольклорных текстах он (заяц) всюду выступает как мужской персонаж.
Любовно-брачная символика зайца ярко проявляется в фольклоре.
Как животное, известное своей плодовитостью, заяц олицетворяет плодоносящую силу, как, например, в белорусской сказке о «севчике».
«Похотливость» зайца лежит в основе эротической и фаллической символики этого животного.
Совсем другой природы, нежели мужская брачная и любовно-эротическая, демонологическая символика зайца. Она связана с миром духов и нечистой силы. Как лесной обитатель он подвластен лешему и является его «собакой».
Повсеместно у славян распространены представления о связи зайца с чертом, дьяволом, с нечистым духом вообще.
И - мое любимое.
Баркова:
в судьбе самого поэта (А.С. Пушкина) заяц сыграл историческую роль, дважды перебежав ему дорогу в тот день, когда ссыльный поэт вознамерился тайно покинуть Михайловское и приехать в Петербург (где оказался бы участником восстания декабристов). Этому зайцу в 2000 году даже поставили памятник – за то, что своим предупреждением спас Пушкина.
А.В. Гура.
Согласно легенде в декабре 1825 года, находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин узнал о готовящемся восстании декабристов и выехал в Петербург, чтобы принять в нем участие, но повернул назад, когда заяц перед его санями перебежал ему дорогу, а по некоторым версиям перебежал ее даже два или три раза. Заяц спас Пушкину жизнь и его будущую Болдинскую осень, поэтому в 2000 году, в 175-летнюю годовщину этого события, в селе Михайловском состоялось открытие памя- И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра.
Так написано у Льва Диакона в книге "История".
Византийский автор Лев Диакон в Х веке рассказывал о том, что воины Святослава в ходе погребального воинского обряда топили грудных младенцев и петухов (видимо, речь шла об усмирении духа погибших воинов, которые могли насытиться только кровью). это - уже Баркова, и вопрос о смирении воинского духа тут возникаете не просто так.
Наиболее авторитетным, достоверным и масштабным изданием является пятитомная энциклопедия «Славянские древности», созданная под руководством академика Н. И. Толстого, у которого автор этих строк имела честь учиться в свое время. Любые работы Никиты Ильича Толстого и Светланы Михайловны Толстой – это максимально широкий охват материала и скрупулезно сделанные выводы.
Ну что же, пятитомные так пятитомные.
Итак, Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах. 1995 г.
Второй том, буква З, слово "Заяц".
ЗАЯЦ — животное, наделяемое в народных представлениях мужской эротической символикой и демоническими свойствами
Реальный Дунай в славянских поверьях и обрядах — объект умилостивительных жертвоприношений: воины русского князя Святослава (хотевшего устроить центр своей земли на Дунае), по данным Льва Диакона (конец X в.), совершив погребение убитых на поле боя, топили в Дунае младенцев и петухов.
И ни слова про усмирение духа...
Почему возникает это примитивные оценочные суждения и добавления в ритуалы смыслов, которых там нет?
Ответ на этот вопрос прост: для Барковой простое цитирование - это не показатель ее личного авторства, или (так даже удобнее) сопричастности к акту письма, ей очень важно добавить свои три цента, и эти три цента разбросаны - в виде вымышленных инсинуаций - то тут, то там, делая - в глазах Барковой - автора Баркову более значимой, что, на деле, всего лишь дилетантизм.Ну а теперь самое грустное.
В двадцатые годы сформировался такое вот этическое понятие как "простой народ".
Культурная среда, долгое время существующая в образованном (и как следствие - элитарном) обществе, после 1917 года превратилась из монолитного и разнообразного внутри себя аквариума в жидкую грязь: мерилом искусства стало не качество искусства, не смысловые нагрузки, а простота понимания (интерпретация) того или иного высказывания. "Простой народ". Во имя блага простого народа и начинается та чудовищная мясорубка в том числе и литературы. Ради борьбы и во имя светлого будущего простым уничтожением, зачастую и физическим, долгий путь очищения приводит нас в том числе и к Барковой.
Чем проще, тем лучше - и Баркова смело этому принципу следует, смешивая в чудовищной окрошке все подряд без разбора и смысла.
Умные книги не продаются... а продается мифологическая мастурбация Барковой, искусствоведческая мастурбация Паолы Волковой, музыковедческая мастурбация Михаила Казиника, литературоведческая мастурбация Игоря Сухих.
Концепция потребления изменилась.Все цитаты приведены из открытых источников.
19347