Рецензия на книгу
Тот, кто ловит мотыльков
Елена Михалкова
elipru19 января 2025 г.Хотелось бы начать мою рецензию с двух предупреждений относительно книги:
- Аннотация может ввести в заблуждение, но две упомянутые там детективные линии никак не связанны между собой. Это не минус, просто факт, который стоит отметить.
- В произведении часто упоминаются события предыдущей книги цикла «Прежде чем иволга пропоет». Не волнуетесь, «Тот, кто ловил мотыльков» - это отдельное самостоятельное произведение, которое можно читать вне цикла и это никак не повлияет на ваше понимание сюжета. Я вот тоже ее не читала. Но эмоциональное состояние одного из персонажей обусловлено некими событиями предыдущей части и, возможно, я бы больше понимала его настрой, если бы была знакома с предыдущей частью.
Всё, теперь поехали!
Это первая книги Михалковой, которую я прочла. И надо сказать, что знакомство вышло очень удачным. Саму книгу можно разделить на две части – две сюжетные линии, два исчезновения, два расследования. Между ними много общего, но атмосфера совсем разная.
Дело №1. Оксана Баренцева – настоящая бизнесвумен, альфа-самка и женщина-танк. Она успешная, богатая, с неуемной энергией и жаждой навести суету. Являясь матриархом своей семьи, она окружена людьми, которые во много зависят от неё, особенно финансово: мягкая младшая сестра Жанна, интеллигентный муж Юрий, эксцентричный двоюродный брат Лев и маленькая дочка Леночка. Все вместе они живут в огромном доме, вместе с прислугой и кухаркой. И вдруг Оксана пропадает! Родня в панике, веры в полицию мало (и очень зря, весь следователь по этому делу – очень толковый и ответственный парень). Так на сцене и появляются Макар Илюшин и Сергей Бабкин – наши детективы, которым предстоит распутать сложный клубок человеческих взаимоотношений и отыскать истину.
Сюжетная линия семьи Баренцевых – чистой воды детектив. Илюшин и Бабкин допрашивают свидетелей, отслеживают движения телефонов и машин, проводят обыски, собирают улики, составляют схему взаимосвязей, анализируют и делают предположения. Я такое очень люблю! Не могу сказать, что преступник очевиден. В целом, и нас, и детективов будут пытаться сбить с пути истинного, но разгадка логична и выйти самому на неё можно.
В детективном жанре очень важна личность центральных персонажей, которые будут проводить расследования, и их гармоничное взаимодействие. У Михалковой с этим все в порядке. Дуэт Илюшина и Бабкина получился очень живой и приятный. Сергей Бабкин – этакий суровый мент, основательный, скрупулёзный. Он быстро находит общий язык с правоохранительными органами, везде всё разнюхает, куда надо довезет, а если надо – припугнет. Макар Илюшин – немного эксцентричный интеллектуал, которому ловко удается считывать людей и залезать в их головы в поисках ответов. Веселый, местами циничный, местами понимающий, непримиримый противник сайдинга. При этом в их образах не чрезмерности. Бабкин не выглядит «тупым увальнем» при гениальном друге, а Илюшин в своей эксцентричности не походит на беглого пациента психиатра. В подобных дуэтах часто чувствуется дисбаланс между «шерлоком» и «ватсоном», но здесь такого нет, это два равнозначных профессионала, просто с разной специализацией. Особенно приятно было следить за взаимодействием Илюшина и жены Бабкина, Маши, без дурацких любовных треугольников, которые так любят пихать авторы при подобном раскладе, хорошие дружеские отношения. По различным мелким деталям чувствуется, что Бабкин и Илюшин не только напарники, но и близкие друзья.
Дело № 2. Здесь у нас в роли детектива будет выступать жена Бабкина, Маша. При этом сама она переводчик и никаких криминальных историй инициативно не искала, но тайна нашла её сама.
Подруга Маши, которая живет в деревне, попросила её приглядеть за курицами, чтоб те не померли до её возращения. Дело не хитрое, поить, кормить, собирать яйца, делать омлеты на завтрак. Есть, правда, нюанс. Деревня Таволга, где Маше придется пожить некоторое время, место глухое и немного вымершее. Народу там с гулькин нос, человек восемь. И большинство из них со странностями… А потом странности начинают происходить и вокруг Маши. Оказывается, что она внешне похожа на Марину, местную жительницу, которая когда-то ушла в лес и не вернулась. И кажется, ну и что с того, всякие бывают совпадения! Но после того, как нашей героине кто-то неизвестный начинает очень настойчиво намекать на то, что из деревни надо бы валить, становится понятно, что дух пропавшей Марины просто так её не отпустит. Надо расследовать, что за чертовщина происходила в Таволге тогда и происходит сейчас.
Если у Макара и Сергея всё буднично и детективно, то у сюжетной линии Таволги все ровно наоборот. Это необыкновенный микс из «дачной» мрачной мистики, триллера и фолк-хоррора на славянский лад. Конечно, это не фантастика и никакой реальной сверхъестественной жути в сюжете нет. Но атмосфера на высоте! И описания очень кинематографичные, осязаемые. Маша в роли детектива смотрится неплохо, она внимательная и вдумчивая, не дает себя запугать.
Финальное воссоединений Маши, Сергея и Макара (плюс Цыган) было очень душевным и красиво завершило эту интересную книги, которую я читала взахлеб.
Обязательно добавлю автора в избранное и продолжу знакомство.
3215