Рецензия на книгу
Жан, сын Флоретты. Манон, хозяйка источников
Марсель Паньоль
Аноним18 января 2025 г.Прощай, моя птичка
Вот я, кажется, люблю семейные саги, но всё равно каждый раз, когда какой-то роман позиционируется как семейная сага, испытываю лёгкое чувство скуки. Кажется, что это будет либо чрезвычайно длинная история с большим количеством преходящих персонажей, описанных парой-тройкой фраз, подчёркивающих их характерные особенности (вроде "её троюродный дед был хромым на одну ногу", "его внучатая племянница играла в том самом театре, на месте которого теперь стоит булочная"). В итоге так никто и не запомнится, а повествование будет вращаться вокруг какого-нибудь одного персонажа, окруженного толпой третьестепенных родственников. Хороший пример такого повествования - это произведения Улицкой. И несмотря на её беспорядочный разброс действующих лиц, читать её мне всё-таки нравится.
Другой вариант семейной саги - это примерно то же самое, но в декорациях магического реализма. Это, конечно, Маркес. Магический реализм мной, конечно, с трудом воспринимается. Хотя и тут есть шедевры. Например, "Жестяной барабан" Г. Грасса, уходящий, впрочем, в абсурдизм.
Двухчастный роман Марселя Паньоля - это семейная сага в самом лучшем смысле. В ней нет "лишних" персонажей, она не перегружена деталями, место действия ограничено небольшой французской деревушкой, что, в том числе благодаря подробным и живописным описаниям местности, позволяет в деталях её себе представить. Главные герои выписаны правдоподобно, оригинально и живо; каждый обладает своим уникальным характером и внешностью, что позволяет семейной саге в данном случае не скатиться в перечисление однообразных поколений родственников. И, как классическая семейная сага, она до конца хранит свои секреты.
Говорят, что обе части можно читать по отдельности, смысл от этого не теряется. Я же по прочтении считаю, что первую часть - "Жан, сын Флоретты" - действительно можно прочитать в отрыве от второй, но тогда, на мой взгляд, останется печальное чувство неудовлетворённости исходом этой истории. Вторая часть является смысловым продолжением первой, она сразу же переходит к продолжению этой истории. А то ведь бывает так, что части одного произведения между собой связаны, но последующая, прежде чем начнёт прояснять предыдущую, на сотню страниц уходит от сюжетной линии. Здесь такого нет, поэтому, приступая к "Манон, хозяйка источников", читатель сразу же продолжает практически с того места, где остановился.
Мне понравилось, что роман позволяет сочувствовать всем основным персонажам, позволяет понять каждого, а если этого не происходит сразу, то спустя какое-то время, когда объяснятся мотивы и жизненный путь этого персонажа. Роман, кроме того, полон ссылок и аллюзий, он одновременно светский и религиозный, а также он очень французский. Убеждения главного героя, Жана из первой части напоминают философию Руссо, а образ его супруги - богемную жизнь Парижа ХХ века. Деревушка, в которую переезжает Жан с семьей, сохранила дух Средневековья с его народной суеверной религиозностью. А образ горбуна так же вписывается во французскую литературу, как образ двойника в немецкую. Вообще, в целом роман по своей подборке персонажей напоминает "Собор Парижской Богоматери" Гюго, начиная от, разумеется, горбуна, заканчивая прекрасной девушкой с козочкой.
Жизненный путь Жана - это безусловно аллюзия на Евангелия и образ Христа. Мученик, преданный своей идее, несущий свой крест (в данном случае - бочки с водой) в гору, от которого все (невольно или же по злому умыслу) отвернулись - таков герой первой части романа. И хоть эта первая часть не так богата событиями, как следующая, она заставила меня испытать больше эмоций, сильнее сопереживать и ждать развязки. Вторая часть, как уже сказано, полна событий и очень динамична, но вследствие этого, как ни странно, менее интересна. Первая часть для меня - это душевные переживания и погружение во внутренний мир героя, а вторая - это одна сплошная интрига.
Не ожидала, что обнаружу для себя настолько самобытный, истинно французский роман, ещё и ХХ века, которому свойственна несколько иная литература.94396