Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гламорама

Брет Истон Эллис

  • Аватар пользователя
    NikitaOganesyan14 января 2025 г.

    "В реальности весь мир — одна большая вечеринка без отдельных VIP-комнат."

    "Гламорама" - это мой второй прочитанный роман Брета Истона Эллиса после "Американского психопата", и несмотря на заниженные ожидания книга оказалась ничуть не хуже, а в некоторых моментах (например наличие очертаний напоминающих сюжет) даже превосходит своего предшественника. Написание заняло у Элисса 4 года, но из-за проблем с "АП" (обвинения в пропаганде мизогинии) и трудностями в личной жизни процесс затянулся на восемь лет, с декабря 1989 по декабрь 1997 года. Многочисленные упоминания брендов, кинозвёзд и моделей, по моему мнению является не недостатком, а главной фишкой романа. Как и в "АП", такое мировоззрение лучше всего предаёт морально-нравственный распад персонажей, их одержимость статусом и внешним видом. Здесь находится и основная проблематика книг Элисса - связь привилегий и плохого поведения. (Чем выше статус и благосостояние человека, тем аморальнее и извращённей становится его мировоззрение и ценности).

    Причина непопулярности данной книги в СНГ скорее всего кроется в отсутствии полноценной экранизации, кроме комедии "Zoolander", крадущая пару идей у романа (концепцию супермодели переживающего кризис и идею о террористической организации вербующую бывших актёров и звёзд), но даже близко не соответствующая его содержанию. Сложность сюжета и специфический стиль Эллиса делают "Гламораму" трудной для адаптации, и, возможно, это хорошо, так как трудно представить фильм, который бы передал весь спектр смыслов. Если описать в одном предложении то Гламорама - это что-то среднее между «Калигулой» (в плане развращенности и деградации элиты) и «Бойцовским клубом» (в плане паранойи, конспирологии и размытия границ реальности).

    Повествование ведётся от первого лица молодой модели Виктора Варда (настоящая фамилия - Джонсон), бесцельно проводящим день за днём. Виктор высок, красив, но подобно Патрику Бэйтмену не обладает душой, эмпатией и индивидуальностью. Автор не раз это подчёркивает, во время диалогов Виктор цитирует строчки из песен и отвечает заученными фразами. Он ведёт роман с моделью Хлое при этом изменяя ей с Лорен, девушкой своего босса Дамьена. Центральным событием первой части романа становится открытие Виктором своего собственного клуба, параллельно с этим круглосуточно конфликтуя с Хлое, убегая от преследующего по улицам чёрного фургона и ощущая мороз, который никто словно не чувствует:


    В зале так холодно, что от осветительных приборов, которые установила съемочная группа, поднимается пар.
    В этой квартире так холодно, что зуб на зуб не попадает.

    или


    В VIP-комнате стоит такой холод, что зуб на зуб не попадает, и у всех присутствующих изо рта вырывается пар.
    Холод служит предвестником беды, как позже и вонь с мухами

    После неудачного открытия клуба, Виктор остаётся без денег, но неожиданное знакомство с таинственным Ф. Фредом. Палаконом, поручающим отправиться в Лондон и найти Джейми в обмен на 300.000$ даёт новую надежду. Далее - повествование резко меняет тон, с едкой сатиры на американскую культуру девяностых, на мрачный психологический триллер. Виктора видели в местах где как он помнит его не было, его постоянно снимает съёмочная группа и жизнь превращается в кошмар с заговорами, массовыми убийствами и терактами.

    Разобраться в истории крайне тяжело, Эллис оставляет туманные намёки бережно замаскированные между строк. Во время чтения складывается ощущение недосказанности, многие подсказки ни к чему не приводят, мотивы персонажей несколько раз меняются, все вокруг обманывают,

    а существование некоторых людей вовсе ставится под сомнение:
    — Где он? — спрашиваю я сдавленным голосом.
    — Объясняю в сотый раз, — говорит режиссер. — Никакого Палакона не существует. Я в первый раз слышу это имя.
    — Пока я еще не в состоянии воспринять эту новость.

    Мотивация террористов остаётся не ясна, это скорее абстрактный и собирательный образ, их цель - хаос и разрушение. В романе описывается невероятное устройство в руках террористов, способное подделать видео и фотографии с максимальной достоверностью. (такая технология скорее всего не могла существовать в середине 90х, но из-за теорий заговора становится возможно и обратное). Объяснение съёмочной группы, двойников, конфетти, сценария в котором будто расписана вся жизнь Виктора и события будущего может быть как банальным сумасшедствием главного героя вызванным употреблением огромного количества наркотиков в совокупности с психологическими травмами, так и более изощренным. (например; весь мир - это матрица)


    — Хочешь знать, чем все это кончится? — не открывая глаз спросила меня Хлое.
    Я кивнул.
    — Купи права на сценарий, — прошептала она.

    — Салли? — Я задыхаюсь и говорю сдавленным голосом.
    — Кто это? — спрашивает она подозрительно.
    — Это я, — с трудом выдавливаю я. — Виктор.
    — Ага, — говорит она с сомнением. — Я бы попросила вас — кто бы вы ни были — больше
    не звонить сюда.
    — Салли, но это действительно я, послушай…
    — Это тебя, — говорит она вдруг.
    Затем, судя по звукам, трубку кому-то передают.
    — Алло? — раздается в трубке мужской голос.
    Я ничего не говорю, просто внимательно слушаю.
    — Алло? — вновь повторяет тот же голос. — Виктор Джонсон слушает. Кто говорит?
    Я молчу.
    — Чувак, это было бы очень круто с твоей стороны, если бы ты перестал доставать мою
    сестру, — говорит голос. — Договорились?
    Я молчу.
    — До свидания, — говорит голос.
    Щелчок.
    На другом конце провода повесили трубку.

    По итогу мы получаем настоящую гремучую смесь жанров и литературных приёмов. Забавные ситуации и откровенный цинизм Виктора невольно вызывает улыбку, красочное описание насилия навевает на читателя страх и отвращение, а запутанное повествование, сюрреалистичность которого возрастает по мере чтения начинает походить на сомнамбулизм. Честно говоря книга понравилась больше своей атмосферой, удовольствие получаешь во время чтения, с головой погрузившись в историю. После прочтения эмоции были более сдержанными, всё-таки это неоднозначная контркультура, а не великая классика. Несмотря на это ничуть не пожалел о потраченном времени, наглядно становится ясно, как не надо вести себя в реальной жизни. Порой , особенно сейчас, такое напоминание необходимо, важно помнить о негативных сторонах потребительской культуры и не потерять связь с реальностью.

    P.S. В книге есть сцены со взрывом небоскрёба и авиакатастрофой с ужасающими описаниями смертей, при этом роман был написан до трагедии 11 сентября. Интересное совпадение.

    Содержит спойлеры
    5
    214