Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним14 января 2025 г.֍ ЗАБЫТОЕ ВОСПОМИНАНИЕ, или НЕСЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО И ХРУПКИЙ МИР ֍
«Океан Лэтти Хэмпсток протекал через меня, заполняя собой всю вселенную ...»
«Детские воспоминания иногда скрываются и меркнут под грузом того, что приходит позже, как детские игрушки, забытые взрослыми на самом дне переполненной кладовки, но они всегда начеку и ждут своего часа.»
(Нил Гейман. «Океан в конце дороги». 2013)
«Ребенком я не был счастлив. Иногда был доволен. Я больше жил в книгах, чем где-то еще.»
(Нил Гейман. «Океан в конце дороги». 2013)
«Я увидел мир, в котором жил от рождения, и понял, какой он хрупкий; знакомая мне реальность была лишь тонким слоем застывшей глазури на темном праздничном торте, который кишит червями, пропитан кошмарами и начинен алчностью.»
(Нил Гейман. «Океан в конце дороги». 2013)В душе разных читателей Нил Гейман «всегда отыщет уголок». Не факт, что впечатления от прочитанного будут одинаковыми и однозначными. Каждый увидит то, что захочет и сумеет увидеть. Главное, было бы желание вглядеться и вдуматься. А если такое желание возникнет после прочтения повести в жанре фэнтези — «Океан в конце дороги», то это уже хорошо. Значит, автор старался не зря. Эмоции — это же главное.
**
Общее впечатление: красиво рассказанная фантазия, основанная на полузабытых воспоминаниях семилетнего мальчика, достигшего возраста 47 лет. 40 лет спустя главный персонаж возвращается в «маленькую страну» своего несчастливого детства. Он приехал на похороны.Похороны. Смерть. Печальное детство. Трагические события, которые невозможно адекватно принять разбитым маленьким сердцем мальчика, которое всё ещё так и не выросло у взрослого человека … Это сплетается в фантастические события повести, которую я бы не стала называть романом, — «Океан в конце дороги».
Поэтическая проза Нила Геймана, похожая на элегию, качает и уносит по волнам памяти рассказчика, за которым скрывается сам автор. Память — такая штука, что способна на многое для своего хозяина-обладателя. Она может стереть без следа то, что лучше не помнить. Но может и наградить … ложными воспоминаниями: тем, чего не было и в помине.
Мы читаем фантазию на тему детских воспоминаний, которыми автор искусно жонглирует.
Вместе с тем Нил Гейман приглашает читателя вернуться к своим воспоминаниям, в своё детство. Много ли чего мы помним из него? И что именно? Можно ли припомнить то, что было забыто? И нужно ли это? Вдумчивый читатель отыщет ответы на эти вопросы в предложенной повести.
**
Не ускользнёт от внимания искушенного читателя целый ряд заимствований у других известных писателей: Джоан Роулинг, Стивен Кинг … Но это не помешает оставаться в зоне очарования ярких образов и острых фантастических переживаний.Многое читателю придётся домысливать самому. Уж очень очевидно второе дно у этого произведения. И тут уж каждый будет видеть кто во что горазд. Думаю, что, возможно, на это и был расчёт. В этом и простота, и сложность подобных произведений, как для писателя, так и читателя.
Писатель может какой угодно городить огород, а если читатель не понял художника, то это его, то бишь читателя, проблемы. Так что кое-кто из нас может оказаться «у разбитого корыта» и сам себе задавать вопросы: что да почему. А автор развернётся и пойдёт себе своей дорогой: у него не спросишь.
Я думаю, что это не совсем правильно. Если автор маскирует под глубину своего произведения недоработку сюжета, недостаточно проработанные характеры персонажей (хотя бы самых главных), то океан в конце дороги может превратиться в обычный пруд, каковым он и был изначально. Радует только то, что произойдёт это совсем не скоро — в самом конце дороги. Дойдёшь. Полюбуешься красотами по дороге. Остановишься в конце пути. Оглянешься назад и станешь думать.
Всё было красиво. И всё?.. Но завораживающий морок рассеялся, как туман поутру.
А как же быть главному персонажу с его-то короткой памятью?.. И сердцем, которое в 47 лет ещё не выросло? Да и вырастет ли ещё? — Самое время задуматься, кто отнял у взрослого-ребёнка сердце. А ещё — почему дети зачастую ненавидят взрослых? Не потому ли, что сердце у некоторых взрослых так и не выросло?
Вот тут-то память и должна оказать услугу: что-то забыть, и что-то вспомнить. А что-то помнить и нести до самого конца дороги.
Чтобы сердце росло, одних книг для книжного мальчика мало. Его питать надо много чем: дружбой, общением, заботой, делом, творчеством, ответственностью, наконец. Только так в конце пути тебя встретит бескрайний и глубокий Океан, а не лужа у порога …
36743