Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
Shelena812 января 2025 г.Соната для двух скрипок
«Я исповедуюсь» прочитана два месяца назад, но до сих пор ловлю себя на том, что мыслями возвращаюсь к тексту. Основная канва книги для меня довольно триггерная – словить Альцгеймер на старости лет это главный страх моей жизни, так что одна эта тема обеспечила мне крайне эмоциональное чтение.
Если кратко, книга – это история одной человеческой жизни в исповеди теряющего разум человека и одной прекрасной, из драгоценного дерева скрипки по имени Виал, включающей в себя жизни множества людей, и приносящей несчастье владельцу. «Въезжать» в повествование начинаешь примерно к сотой странице, на начальном этапе приемчики автора вызывали раздражение (переход от 1 к 3 лицу и обратно в одном предложении! временные линии не разделяются не только главами, но и абзацами; дикое количество персонажей; фраза, начатая одним персонажем, может быть закончена другим через столетие и т.п.) Казалось, что автор интересничает. И не сразу понимаешь, насколько книга многоплановая и многослойная. Но дальше легче не станет точно, книга требует постоянной концентрации.
Теперь размышляю – что же было главным? Скорее всего тема зла, разница между злом абсолютным и относительным, можно ли вообще хоть каким нибудь образом исправить зло и откуда оно вообще берется? Вечная тема – почему Господь попускает зло?
Момент, который я не забуду, поскольку он произвел ошеломляющее впечатление –смерть старого монаха во время исповеди беглого нацистского врача. Осознание,что существует такое зло, которое невозможно простить на земле даже при условии полного искреннего покаяния.
Много есть еще, о чем подумать – вот, например, предопределяет ли судьбу ребенка авторитарность, отсутствие любви и равнодушие родителей? Мать и отец главного героя Адриа – ну это отдельная тема...Так искромсать душу своего сына это нужно постараться...
Особое удовольствие ловить литературные отсылки- Монтекки и Капулетти, Моцарт и Сальери, «Гений и злодейство» и, наверное, много еще что, что не приметилось. Закольцованность романа – жизнь Адриа заканчивается не в физическом мире, а с последними строками его рукописи, так что роман начинается ровно с того, чем заканчивается. Всю жизнь размышлять над природой зла, и в конце прийти к простой фразе – это плохо или хорошо, и нет ответа для героя, и нет его, видимо, вообще на земле.
Много маленьких загадок-ключей, разбросанных по тексту.
Поулыбалась, читая эпизод о «сотворениии мира», когда Адриа и его друг Бернат расставляли книги в квартире.
А когда закрыла последнюю страницу, пошла слушать сонату для двух скрипок Леклера. Значит, не зря читала.4616