Рецензия на книгу
Заповедник гоблинов
Клиффорд Саймак
Аноним10 января 2025 г.«Возможно, расы тоже стареют и сами собой вымирают, уступая место чему-то новому»
В первых строках моего письма должна обозначить, что я человек впечатлительный. Литература, которая может увлечь лишь за счет эмоций и наивных идей, мне не чужда. Я не стану сильно противиться нелогичности и нестыковкам сюжета. Но в то же время я хочу читать такой текст, который концептуально чего-то стоит. Наверное, поэтому я даже в подростковом возрасте не понимала фэнтезийных книг, они мне казались (и сейчас кажутся) совсем детскими нелепыми сказками.
Всё, что можно ожидать от старой доброй американской фантастики 20 века, в книге «Заповедник гоблинов» Клифорда Саймака есть. Чувствуется особенный оптимизм и вера в будущее, одобрение и стремление к научно-техническому прогрессу. Что-то такое старое, ламповое, ушедшее в даль веков. События происходят в далеком будущем. Упоминается год рождения некоего художника Ламберта – 1973, в пятьдесят лет у него произошел перелом в творчестве, и через пятьсот лет за его картинами гоняются ценители. Следовательно, автор рассказывает примерно про 2523 год. В сюжете романа, который можно причислить к научной фантастике, присутствуют элементы фэнтези: земные и внеземные формы жизни сосуществуют с мифическими персонажами. Я впервые встречаю смесь фантастки и фэнтези, но в «Заповеднике» такой замес кажется органичным.
Не могу отделаться от мысли, что роман про далекое фантастическое будущее написан целых 60 лет назад, и всё, что тогда казалось страшно фантастическим, сегодня воспринимается как нечто обыденное (потому что подобное было сотни раз прочитано и просмотрено). События происходят в мире будущего, в котором люди путешествуют на другие планеты, общаются с разными цивилизациями, добираются до «дальних границ Вселенной», путешествуют во времени и умеют перемещать предметы и людей из прошлого в настоящее.
Дружелюбный и наивный (может, он и не наивный, но верит, что с людьми можно договориться, добро восторжествует, разум победит) главный герой Питер Максвелл – профессор факультета сверхъестественных явлений Висконсинского университета. В начале книги он возвращается на Землю после космического путешествия. Здесь выясняется, что Максвелл в процессе поездки где-то задвоился и сейчас прибыл снова, спустя две недели от себя второго (ну, или хронологически первого). А тот второй сразу по прибытии прогиб от несчастного случая, упал (споткнулся) на обочине низкоскоростной трассы. Друзья и коллеги по работе ошарашены видеть его живым и невредимым. Скандал с раздвоением привлек внимание инспектора безопасности, и теперешний Максвелл оказался в шатком положении. Таком, что на его имущество наложен арест, с работы он был уволен, его выслеживают журналисты, и вообще его юридически не существует.
Нелепая предыдущая смерть наводит героя на мысли, что всё неспроста. Злые силы охотятся за ним, чтобы помешать людям получить исчерпывающие знания о двух Вселенных: от нашего времени до первого взрыва, и о том, что существовало до взрыва. Раса призраков, с которой контактировал Максвелл, предложила новые знания в обмен на артефакт, хранящийся на Земле. Сама идея знать всё на свете – захватывающая, восхитительная, наивная. Я лично в детстве мечтала об этом. Но Саймак как бы задает вопрос, действительно ли нам нужно всеобъемлющее знание, больше плюсов в нем или минусов, способны ли мы на текущем этапе развития правильно распорядиться им?
Он познакомился с мыслями и философией существ и культур, давно уже рассыпавшихся в прах, и испытал невыразимый ужас, отвращение, гнев и растерянность, к которым примешивалось робкое изумление перед полнейшей нечеловечностью этих философий.
При кажущейся легкости и поверхностности (я имею в виду встречи Максвелла с друзьями, попойки и в общем веселое препровождение) «Заповедник гоблинов» затрагивает и другие моральные темы. Земля будущего показана как дружелюбная обитель для разных форм жизни. Под одной крышей аэровокзала прекрасно соседствуют земляне (человек, неандерталец, дух) и внеземляне (рептилии, бочкообразные существа, паукообразные создания, восьминожки, гигантский сухопутный краб, колёсники). Также в черте города разбит заповедник, в котором живут фантастические существа (гоблины, тролли, феи, баньши, лесные духи, дракон), к которым можно прийти в гости. Но они покажутся только тем, с кем дружат. Для нас, людей из 21 века, идея всеобщего равенства и терпимости выглядит действительно фантастичной. Мне кажется, это забавно.
Там, где множество самых разных рас должны жить в мире и согласии друг с другом, слова «нетерпимость» и «терпимость» стали одинаково грязными ругательствами.
Человеческая природа направлена на деструкт, на уничтожение себе подобных. К сожалению, это факт. При такой действительности очень мило было отвлечься на книгу Саймака с атмосферой дружбы. Как бы ни развивались события, есть надежда, что жить все будут долго и счастливо.
От исхода этих событий, возможно, зависели судьба человечества и союз дружбы, который человек создал среди звезд.
И самая милая, прекрасная, неожиданная мораль книги про людей, гоблинов и спасение мира во всем мире ждет читателя в конце. Вот ради чего, оказывается, я читала этот незамысловатый роман.
Когда люди научились конструировать биомеханические организмы, кого они создали в первую очередь? Не других людей — во всяком случае, вначале, — не рабочий скот, не роботов, предназначенных для одной какой-нибудь функции. Они создали четвероногих друзей.
Пусть все наши любимые котики, собачки, кролики, хомяки, крыски, попугаи, черепахи, рыбки и… драконы живут долго и счастливо)
12455