Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
nnsvvn9 января 2025 г.Учить смеяться саму истину
Во-первых, атмосфера средневековья в романе просто сногсшибательная. В издании, в котором читала я, была вводная статья, где писали, что книга пробудила во многих читателях интерес к средневековью, и понятно почему! Мне самой захотелось углубиться в этот период времени уже самостоятельно. Распри между монахами, инквизиция, папа римский, дискуссии о бедности Христа... Тяжело, конечно, было жить в эти времена, но все-таки нескучно.
Очень интересно прописана детективная линия, где философское, религиозное - все перемешивается. Хаос наводит порядок. Обычная реплика, сорванная с уст персонажа, разрешает дело. Череда случайностей приводит героев к развязке, и развязка - еще одна случайность.
Позже я прочитала "Заметки на полях "Имени розы"" - не буду долго на этом останавливаться, очень много умных слов и сложных концептов, которые автор сам уже расписал. Однако кое-что мне эти заметки прояснили. Например, то, что это книга - постмодерн, а постмодерн - эта ирония. Зная об этом, уже больше понимаешь концовку. Хорхе и Вильгельм - это противостояние Догмы и Иронии.
Постмодерн говорит в интертекстуальности: "рукопись", написанная в 14 веке, переписанная множество раз в разные исторические периоды: в маньеризме 16 века, в классицизме 17 века, в реализме 19 века, и переведенная в 20 веке - слои и слои интертекстуальности, разговор книг и писателей, писцов и переводчиков. По сути - своя собственная библиотека, где книги говорят между собой, и которая в конце... горит. И истина, затерявшаяся где-то далеко-далеко в прошлом. Кто знает, какой был ее первоначальный вид. Горько-сладкое послевкусие оставляет эта история, есть элемент недосказанности, чего-то загадочного, непонятного - можно ли так описать всю эту эпоху позднего средневековья, где люди жили с религиозным мировоззрением, и все их бытие было направлено вперед - ко смерти и к Господу, и назад - к прошлому, в эпоху Христа, и этот бесконечный поиск Истины, поиск Бога и ответов на вопросы, которые, очевидно, Бог не сможет даст. Монахи в романе постоянно указывают на чьи-то работы, цитируют какого-то философа, отсылают к каким-та псалмам. Что говорилось в Ветхом Завете? Что писали апостолы? Что предзнаменовали в Апокалипсисе? А кто их знает...?! Где эта божественная истина? Есть ли она вообще? В филологии даже термин такой придумали - герменевтика, как раз чтобы искать смысл в древних священных текстах.
Значит, я всегда и только имею право рассуждать о чем-либо, указывающим мне на что-либо, указывающее на что-либо, и так далее до бесконечности, и при этом что-то окончательное, то есть истинное и верное, вообще не существует?На самом деле, интеллектуально тяжелая книга, которая умудряется быть развлекательной. Кто хочет, тот может покопаться, а мне, обывателю, просто понравилась эпоха средневековья, описанная умным человеком, религиозные батлы между бенедиктинцами и францисканцами. Про автора и говорить неудобно - все-таки его собственное желание: "Автор должен умереть". Так что просто похвалю его писательское мастерство!
К слову, не могу не отметить тонкий юмор, присутствующий в книге:
Множество людей озабочено вопросом, смеялся ли Христос. Меня это как-то мало интересует. Думаю, что вряд ли, поскольку был всеведущ, как положено Сыну Божию, и мог предвидеть, до чего дойдем мы, христиане.Содержит спойлеры3276