Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Стена

Марлен Хаусхофер

  • Аватар пользователя
    valeriya_veidt8 января 2025 г.

    Мини-пособие о том, как выжить после апокалипсиса и не сойти с ума

    В первую очередь роман Марлен Хаусхофер «Стена» определяется как феминистский манифест: вместе с потерей женственности безымянная героиня книги обретает стойкость, уверенность и силу. Однако, если копнуть глубже, гендер уже не играет столь важную роль, как кажется с первого взгляда. Пол персонажа становится неважным, когда рассматриваешь ситуацию, в которой он оказался, с позиции экзистенциального подхода. Прозрачная и при этом непроницаемая стена, выросшая между небольшим поселением в Альпах и остальным миром, есть трагический символ внутреннего дистанцирования от семьи, человечества и цивилизации. По ходу неспешного развития сюжета читатель имеет возможность наблюдать отношение героини к внезапно возникшему препятствию: замерший за стеной мир постепенно разрушается, а жизнь внутри замкнутого пространства медленно, но верно налаживается. Шаг за шагом новое существование обретает больше смысла, чем то, что осталось за стеной.


    Стена заставила меня начать абсолютно новую жизнь, но по-настоящему меня волнует то же, что и раньше: рождение, смерть, времена года, рост и распад.

    Ключевой темой книги является одиночество. Чтобы избавиться от этого гнетущего чувства, женщина начинает вести дневник, а если точнее — писать ретроспективный отчёт о пережитых событиях и выполненных делах, которые удаётся воспроизвести с помощью сделанных ранее отметок в календаре. По сути, рассказ героини преставляет собой осмысленную борьбу за здравый ум и холодное сердце. Однако не только фиксация своих размышлений спасает героиню. Ещё один способ выживания заключается в понимании природы, принятии естественных, часто негостеприимных и непредсказуемых первобытных условий через ежедневный приземлённый и очень тяжёлый труд. Способность любить при этом не исчезает: напротив — женщина всё больше привязывается к зависимым от неё животным.


    Границу между человеком и животным очень легко преодолеть. Мы все — одна большая семья, и когда мы одиноки и несчастливы, мы с удовольствием принимаем дружбу дальних родственников. Когда им больно, они страдают, как я, как мне, им нужны еда, тепло и немножко ласки.

    Марлен Хаусхофер рассказала историю героини, однако не закончила её. Открытый финал книги также символичен: писательница предлагает читателю самому решить, что станет с вынужденной отшельницей в будущем. Я глубоко убеждена, каждый, кто прочитал книгу, ставил себя на место героини. Таким образом, «Стена» представляет собой своеобразный способ рефлексии, благодаря которой осознаются главные ценности жизни.


    Любить другое существо и заботиться о нём очень утомительно, гораздо тяжелее, чем убивать и разрушать.

    P. S. Стивена Кинга действительно так сильно вдохновила книга М. Хаусхофер, что он под впечатлением создал роман «Под куполом»? Или все совпадения случайны?

    18
    290