Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним8 января 2025 г."Собор Парижской Богоматери" оставил у меня смешанные впечатления. Он определенно стоит своего времени и я жалею, что не прочитала его в более молодом возрасте. В книге есть несколько ярких плюсов, которые заслуживают упоминания, но также есть и моменты, которые могут оттолкнуть читателя.
Во-первых, стоит отметить впадающих в душу персонажей. Некотрые, правда, в эту самую душу как будто по нужде сходили, но без этого было не обойтись. Персонажи яркие, сочные, некоторые до отвращения бесящие. И как же прекрасно показывается, что с людьми делает одержимость, которую они сами принимают за любовь... Я говорю сейчас не только о Фролло, где одержимость явно переходит все границы, но и об Эсмеральде, чья неадекватная увлеченность Фебом привела в том числе к концовке, какая она есть.
Единственные чистый и добрый персонаж, который был таковым от начала и до конца - это козочка. Как же я рада, что
Гренгуар спас именно ее.
Во-вторых, произведение восхищает тем, как глубоко автор погружается в эмоции и переживания своих персонажей. Взять хотя бы Фролло:
"Тогда он разразился жутким смехом и вдруг побледнел: он вгляделся в самую мрачную сторону своей роковой страсти, этой разъедающей, ядовитой, полной ненависти, неукротимой страсти, приведшей цыганку к виселице, его - к аду".Ну мёд!
Другим моментом, который по-настоящему тронул, были последние мольбы Гудулы,
где она умоляет стражников не забирать свою дочь. Ее монолог пробил на слезы то ли потому, что я сама мать, то ли потому, что автор смог донести через бумагу всю безысходность ситуации. Гюго прекрасно передает трагизм, который чувствуют его герои, и это заставляет переживать за каждого из них, несмотря на их недостатки.
В копилку плюсов я добавлю, что трагизм, романтизм и исторические описания разбавлены и юмором, и абсурдностью, к примеру, судов. Что-то в этом мире не меняется :)
Не обошлось и без минусов.
Первая половина книги дается тяжело, и я потратила три недели, чтобы осилить её. Три! При том, что на вторую половину я потратила всего один день. Причина в том, что автор слишком увлекается подробными описаниями Парижа, судебных систем, архитектуры и других внешних элементов.
Я понимаю, что название романа - "Собор Парижской Богоматери", а не "Эсмеральда и ко.", я также понимаю важности Парижа для Гюго, но тут буквально на одну страницу повествования приходится четыре с описанием вышеперечисленного. Я очень люблю, очень, когда авторы подробно описывают окружающую атмосферу и пейзажи, но даже для меня это был перебор. В какой-то момент мне показалось, что я читаю свой выпускной диплом, где надо было написать определённое количество страниц, потому что в предложении могла быть тонна вводных слов. Вот пример: "Не касаясь в данном случае второстепенных особенностей древнего Парижа и прихотливых законов дорожного ведомства, отметим в общих чертах, основываясь лишь на примерах согласованности и однородности в этом хаосе городских судебных ведомств, что юридическая власть на острове принадлежала епископу, на правом берегу - торговому старшине, на левом - ректора.”
Добавлю еще пример: "Тут были: мэтр Лоис Рёлоф, городской старшина Лувена, мессир Клаис Этюэльд, старшина Брюсселя, мессир Пауль Баёст, сьёр Вуармизель, представитель Фландрии, мэтр Жеан Колегенс, бургомистр Антверпена, мэтр Георг де ла Мер, Хаге, старшина землевладельцев того же города, и сьёр Бирбек, и Жеан Пиннок, и Жеан Димерзель и т.д. - судьи, старшины, бургомистры;.....". Как вы думаете, появился ли далее хоть один из них? А ведь есть люди, вроде меня, которые стараются запомнить все имена и места, появляющиеся в книге, чтоб когда начнутся отсылки - помнить о них.
Подобные описания не только замедляют темп, но и создают впечатление, что произведение нуждается в сокращении. Эти длинные, запутанные фразы, наполненные бесполезными именами и фактами, иногда отвлекают от основного сюжета.
И всё же, несмотря на эти "серьезные" моменты, я рекомендую прочитать этот роман. Пусть порой кажется, что как-то нудновато идет, сам сюжет и его развитие того стоят. Просто не нужно слишком вникать в каждую деталь и зацикливаться на всем, что описывает автор — это не всегда имеет значение для восприятия истории. Будьте готовы к детализированным описаниям, но не забывайте, что главное — это эмоции героев и сама трагическая суть истории.
2121