Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Монахини и солдаты

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним30 марта 2015 г.

    Читать Мердок сегодня все равно что продавать медовуху у входа в Бурдж Халифа. Вроде бы и не алкоголь, вроде бы и можно, но как непривычно, свежо, хотя и не ново. Сегодня проза Мердок почти интимна. Ее герои, люди, как правило, немолодые, бьются в страстях, свойственных, на взгляд среднестатистического россиянина, лишь студентам. Они страдают от безответной любви и обид давно прошедших дней, они горюют о потерянной дружбе и восстанавливают ее мосты, они создают любовные многоугольники и жаждут свободы. Они толерантны друг к другу. Каждый пытается понять другого. Они говорят на языке чувств, а не классовых и социальных устоев. Здесь нет ущербности возраста, когда на чувственность наложено вето. Накладывают его сами люди, считающие, по лучшие года прожиты, и многое "неположено". Жить сегодня и сейчас" - таков мир Мердок.
    "Монахини и солдаты" - произведение зрелое - здесь чувствуется выдержанность, спокойная уверенность автора. Я бы даже назвала его элитным, поставив на одну полку с Дафной Дю Морье и Вирджинией Вульф. Поначалу смущает количество героев, но позже понимаешь, что напрямую иметь дело придется с Гертрудойадо, Анной, Томом, Графом и Дэзи, а это уже то, что надо. Повествование ведется от лица так называемого "всевидящего ока", и мы можем окунаться в мысли каждого из персонажей, потому все они нам близки и понятны. У каждого своя боль, и каждый ищет исцеления. Здесь нет отрицательных персонажей, искусственно созданных ситуаций. Все логично и, могла бы сказать, монотонно, ЕСЛИ БЫ ЭТО БЫЛА НЕ МЕРДОК. Но психологизм и драматизм прозы Айрис за то и бесценен, что она умеет создать эпическое полотно из "бытовухи". После прочтения ее произведений начинаешь обращать внимание на мелочи, пристальнее смотреть в глаза собеседнику, видеть красоту в вещах тривиальных. Жизнь жизнью, но Мердок не чужда и искусству. Она умело рисует быт нищих художников, их терзания и поступки. И если Том - персонаж, выполненный в традициях реализма, то Дэзи будто сошла с поздних полотен Пикассо - рассеченная на части, с огненным драконом, пригретым на груди. Образ Анны теплый, понятный, но, как все мердоковские персонажи, не лишенный противоречий. Её любовь Бог. Как бы не рвалась она мужские объятия, вряд ли там она обрела покой. Я бы даже не взялась утверждать, что в Анне заложен ген материнства. Автор не показала нам этого, ибо редко в своих произведениях снисходит с пьедестала страстей до вещей столь земных, как дети. Но я не исключаю возможности, что родив ребенка Анна терзалась бы между двумя страстями - любовью к чаду и любовью к Богу. Она укрылась бы в тихой обители, оставив дитя с отцом. Например, Графом. Думаю, он бы вполне подошел на роль отца-одиночки, который любит другую женщину, не мать ребенка, а своенравную Гертруду. Она царица, отступница от всяких норм. Есть такое понятие как "голубая кровь".Гертруда вполне подходит под это определение. Эти люди умеют принять жертву ради себя самих, как должное. Они не эгоисты, нет. Они просто достойны. Этому нельзя научиться, с этим нужно родиться. Да, впочем, сколько можно слов? Читайте, и все поймете!

    8
    195