Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Children Act

Ian McEwan

  • Аватар пользователя
    Wakti_Wapnasi7 января 2025 г.

    Но я был глуп и молод...

    Эта небольшая по объему история (всего 256 страниц) читалась несколько дней, потому что мне остро отзывались поднимаемые в ней морально-этические, социальные, религиозные и личностные вопросы. Вопросы, с которыми изо дня в день приходилось сталкиваться в своей практике Фионе — судье по семейному праву. В череде дел о разводах, когда адвокаты сторон отстаивали, как правило, финансовые выгоды своих клиентов, были дела прямо касающиеся дальнейшей судьбы детей, их образования, здоровья, жизни, дела, неоднозначно оцениваемые в обществе. Все решения Фиона принимала, исходя из первостепенности благополучия ребенка, включающее в себя «здоровье» и «интересы», что часто шло в разрез религиозным догматам. Решения были непростыми и отголоски этих дел оставляли свой след в душе женщины.

    Непросто выносить вердикт, когда судьбы детей зависят от религиозных верований родителей и составляют основу основ существования их мирка. Так Адам был обречен из-за принадлежности его семьи к общине свидетелей Иеговы, которые слепо и безоговорочно верят слову Божьему и у них даже мысли не возникает подвергнуть сомнению постулаты, внушаемые старейшинами.
    Мальчику до совершеннолетия осталось два или три месяца и родители могли взять ответственность на себя, разрешить необходимое лечение, но они не смели выйти за рамки своей религии и просто готовили его к смерти.


    старейшины сказали ему, что их впечатлило и тронуло понимание мальчиком ситуации и его знание Библии. Они были довольны тем, что он принял решение и живет, приготовясь умереть, в истине.

    Мальчика утешали тем, что его смерть колоссально повлияет на всех — она наполнит церковь любовью.

    Для меня в этом вопросе всё однозначно — религия не должна быть превыше жизни и здоровья ребёнка. Религий много, земля полнится различными суевериями, мифами, учениями. Фанатичное увлечение идеей не даёт гарантию его истинности и не становится единственно верным путем. Если есть возможность спасти жизнь, ею нужно воспользоваться, а не подгонять суеверия и отговорки под своё учение, как делали это родители Адама. Зато как удобно, если есть на кого переложить ответственность, не отстаивая, не борясь за жизнь единственного ребенка, не жертвуя.
    А что может решить юнец, всю жизнь впитывающий в себя правила общины, которому не предоставили возможность выбора, воспитывая в закрытом обществе, внушая единственно верную истину...
    Но то, что случилось в итоге... Является ли это следствием решения судьи? Или так сложился ряд из разных причин — характера Адама, закостенелости его родителей в своей вере, отсутствия психологической поддержки... Кто мог предугадать последствия? В обязанностях ли судьи было и дальше спасать этого неприкаянно ребенка, которому не достало времени и возможности на самоопределение и поиски в жизни, на заполнение её новыми идеями, знаниями и верованиями?


    Там, в суде, властью своего высокого поста она предложила ему вместо смерти всю жизнь и любовь, какая была ему отпущена. И защиту от его религии. Каким прекрасным и пугающим, должно быть, представлялся ему мир без веры.

    Есть ли в случившемся вина Фионы или это несовершенство системы правосудия и социально-общественной структуры? Любой, кто обладает эмпатией и способностью к состраданию будет чувствовать вину в подобной ситуации. Возможно, правильнее было проявить к Адаму интерес и стать для него хотя бы отчасти заповедной звездой, наставником, искренним другом. Но в таком случае назревает ещё один вопрос — какой судья в наших реалиях так поступил бы? Дело закончено, решение принято, судьба человека передана в другие инстанции. Суд уже занят разбирательством других дел.
    И всё же жаль, что для этого жизнелюбивого парня так и не нашлось душевного тепла.

    12
    230