Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Аноним29 марта 2015 г.

    Вот забавно, насколько разнится восприятие классической литературы в зависимости от возраста. Впервые с «Героем нашего времени» я познакомилась, как и многие, в 9 классе и тогда мне было скучно и непонятно. Кажется, я его даже и не дочитала тогда. А вот через год, когда мы зачем-то изучали его второй раз, я просто влюбилась и в произведение, и в героя. Ну, то есть, я понимала, что Печорин – не слишком хороший человек, что поступки у него совсем не благородные и вообще «фу таким быть», но образ романтического героя развеять было трудно. Наверное, это что-то сродни любви юных дев к Драко Малфою и прочим отрицательным персонажам. «Плохие парни» всегда выглядят мило, их хочется пожалеть, найти в них что-то хорошее, поверить, что не все потеряно. Особенно мой романтический настрой подогревала песня группы Белая Гвардия «Печорин». Кстати, кто не слушал – ознакомьтесь, годная вещь. И вот, я пришла к моему прекрасному рыцарю печального образа в третий раз. Уже взрослая, почти серьезная и готовая к прощанию с иллюзиями. Да, я действительно понимала, что посмотрю на произведение иначе.

    Итак, Печорин. Персонаж, как ни крути, отрицательный. Он равнодушно влазит в чужие жизни и также равнодушно их ломает. Спокойно, размеренно, аккуратно. Выверено, я бы даже сказала. В соответствии с планом. Никаких эмоций, только действие. Кому-то плохо? Ах, простите, так вышло. Печорин ведет холодную расчетливую игру, цель которой – развлечение. Печальный человек, застрявший в одиночестве и скуке. Но так ли ему не важно, чем закончится эта игра? Да, он старательно делает вид, что чужое горе его не трогает, тщательно прячет свои эмоции где-то глубоко внутри, но ведь на самом деле он не такой. Временами прорывается в нем что-то искренне, что-то человечное. Ведь в конце концов, он обнял Максима Максимовича. В конце концов, он переживал смерть Бэлы, он задумывался, к чему приведет игра с Мери, питал весьма крепкие чувства к Вере… Значит, эмоции все-таки были? Значит, Печорин – не бездушное животное, алчущее развлечений и упивающееся чужими горестями? Для меня - нет. Я вижу в этом всем только маску, и чем чаще она спадает, приоткрывая истинное лицо героя, тем человечней он кажется. Я более чем уверена, что там, внутри, Печорин человечнее многих героев этой книги. Почему он стал таким? Ответ нам дается. Вспомните монолог: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. <…>» Мне эти строчки очень запали в душу с первого прочтения, я помню их практически наизусть. Вот только сейчас я думаю, что свойства эти не родились сами по себе, они были сознательно созданы Печориным. Это защитная реакция, попытка вогнать себя в рамки, сделать приемлемым для общества. И приводит это к последствиям крайне печальным. Сколько людей бы не пострадало, не пытайся Печорин перекроить себя!

    Мне кажется, именно об этом и говорил Лермонтов, назвав свое произведение «Герой нашего времени» (а для меня «герой» означает здесь представителя поколения). Героями были не добродушные Максимы Максимовичи, не наивные Грушницкие и даже не проницательные Вернеры. Не все эти гуляки, повесы, поэты, романтики, политики, нет! Героями были как раз те люди, которые ломали себя в попытках стать кем-то. И эта огромная махина саморазрушения по пути задевала очень и очень многих. А самое забавное, что такие герои встречаются и сейчас. Да, да, я как-то слышала от знакомого фразу в духе: «Я хочу стать бесчувственной тварью, так проще жить». Серьезно говорил или манерничал? Не знаю, но факт остается фактом: Печоринский идеал популярен и по сей день.

    14
    106