Рецензия на книгу
Убить пересмешника...
Харпер Ли
web_ptica29 марта 2015 г.Это потрясающий роман.
Я попыталась дальше аргументировать, почему. Но кажется получилось, эссе на тему "Взрослый мир детскими глазами", причем слово "мир" я использовала здесь 17 раз (ничего не смогла с этим поделать).
Я насчитала 19 изданий романа на русском языке, вышедших с 1964 по 2014 год. Это действительно много для одного произведения. Тем более для автора, который написал только это произведение. Роман "Убить пересмешника" входит в Топ 100, его изучают в 80% американских школ (по данным некоторых сайтов) и, по-моему, это одна из самых упоминаемых книг в американских фильмах про подростков и молодежь. Почему?
На мой взгляд, это произведение уникально во всем, начиная с повествования от первого лица, к тому же от лица ребенка, заканчивая количеством граней этой книжной истории. В романе мир маленькой девочки сталкивается с огромным миром взрослых, и за счет взаимопроникновения этих миров происходит движение сюжета.Героиня романа маленькая Джин Луиза Финч или Глазастик (и почему критикам так не понравился перевод прозвища? по мне, очень мило и ассоциируется с выражением: "смотреть во все глаза") вместе со своим старшим братом Джимом растет в семье адвоката Аттикуса Финча. Практически членом семьи является служанка-негритянка Кэлпурия. Также в окружении Джин Луизы есть другие женщины: мисс Моди, мисс Рейчел, мисс Стефани Кроуфорд, миссис Дюбоз и тётя Александра. И если мисс Моди — это друг и мисс Рейчел — нейтральный персонаж, то мисс Стефани Кроуфорд и миссис Дюбоз представляют собой вражеский лагерь (правда Стефани Кроуфорд можно отнести сюда с небольшой натяжкой, она пребывает в промежуточном состоянии между нейтралитетом и враждой). Я намеренно отделила тётя Александру от этой компании, поскольку она появляется позже и, кажется, сама еще не определилась со своей ролью, которая у нее намного глубже, чем у других женщин, — быть поддержкой своему брату Аттикусу и устоять на ногах, выбирая между сохранением семейных традиций и благочестия рода и жизни по вектору справедливости Аттикуса Финча. Все эти женщины являются для Джин Луизы одной из граней взрослого мира. Они — своего рода проводники в мир женщин для маленькой девочки. Впрочем она совершенно к этому не готова и, подстрекаемая своим братом, можно сказать, не хочет быть девчонкой. Это интересный момент истории, он показывает, как важно для девочки женское влияние и какие сложности влечет за собой взросление без мамы. Мудрый Аттикус Финч все понимает и не навязывает никаких правил своему Глазастику, зная, что любовь и забота Кэлпурии не позволит Джин Луизе вырасти "мальчишкой".
Мир мужчин в глазах героини представлен в первую очередь ее отцом (других мужчин упоминать не буду, получится слишком много). И этот мир кажется ей более понятным, более близким и родным, чем мир женщин. С отцом Глазастик всегда под защитой, она обожает сидеть у него на руках, когда он читает газету, и читать вместе с ним. Она верит в незыблемость этого мира.
Существует еще одна грань жизни Джин Луизы — мир ее детства — Джим и Дилл, игры, фантазии про Страшилу Рэдли и даже сам Страшила Рэдли (мне кажется, он тоже именно здесь, потому что по ходу повествования лично я ощущала его как вечного ребенка, несчастного, странного, одинокого ребенка). В этом мире есть все: радости, горести, страшилки, смелые выдумки и невероятные выходки. И когда Джим взрослеет, он пытается перейти из мира детства в мир мужчин — меняются его взгляды на жизнь, интересы, образ его времяпрепровождения — в понимании Глазастика он предает ее. Она не может этого понять, но читатель видит, как происходит становление героя, как меняются его проявления, устремления и мужает его характер.
Три описанных мира (мир женщин, мужчин и детства) — это те грани, которые окружают маленькую героиню, рассказывающую нам свою историю, будто сидя в стеклянной пирамиде, основанием которой является ее непоколебимая вера, что все будет хорошо. Глазастик по-детски беззаботна, и мы не имеем права требовать от нее большего.
И вот здесь имеет смысл сказать о том, как важно то, что написала Харпер Ли. Она не просто использовала интересный литературный прием, сделав рассказчицей маленькую девочку, она раскрыла для читателей ее видение жизни именно в этот самый момент, не пытаясь показать, какой она будет, а пытаясь лишь показать, какая она есть, и как преломляется все внутри этой стеклянной детской пирамиды.
Безусловно, я рассмотрела только один пласт этого романа. Здесь поднимаются и другие важные темы, как то: воспитание детей, борьба за справедливость, равенство людей и проблема расизма, процесс перелома в человеческом сознании в отношении того, что много лет было устойчивым и исключительно верным, и многое другое.
А Аттикус Финч — это настолько потрясающий персонаж, что, мне кажется, для того, чтобы разобраться в нем, необходимо создать его полное жизнеописание и провести глубокий анализ каждого его слова и действия.
11106