Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним5 января 2025 г.Ἀνάγκη
Жизнь средневекового Парижа просто удивительно унизительна и местами невыносимо мучительна. И именно в такие моменты ты понимаешь, как сильно изменилась жизнь человека за эти века. Да, и сегодня не у всех есть доступ ко всем благам. И всё также по улицам слоняются попрошайки и нищие, но в целом уровень жизни людей стал выше и жить люди стали гораздо лучше и дольше.
Все эти огромные и весьма подробные описания Парижа, его архитектуры, населения и его повадок помогают представлять, как всё это было на самом деле, погрузиться в атмосферу Парижа того времени. И иногда это погружение приносит отнюдь не положительные эмоции.
Роман-признание. Правда! Признание Гюго в своей огромной любви Парижу. Он с такой дотошной точностью передает атмосферу средневекового Парижа, что невольно задаешься вопросом — а не был ли он современником всех этих событий? Но нет, их разделяет две пары веков.
Да, книга даётся довольно тяжело. Потому что слишком много описаний! Очень много! Вот перед нами разворачивается настоящая трагедия в истории, связанная с развитием книгопечатания и становлением печатного дела. Ведь книга, по мнению Гюго, умертвила зодчество. Если до появления книги человечество было вынуждено фиксировать вехи своей истории в каменных памятниках, то с появлением печатного станка процесс сохранения стал проще и дешевле. И Гюго сетует о том, что этот процесс однажды начавшись, уже невозможно было остановить.
4239