Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    defazze5 января 2025 г.

    Лоскутное одеяло Нижнего Лондона

    К прочтению романа «Никогде» я приступал с изрядной долей благоговения. В моем багаже прочтенных книг уже лежал потрясающий и яркий «Океан в конце дороги» и, разумеется, грустновато-философские «Американские боги». Оба этих произведения произвели довольно сильное впечатление, а тут вдруг – «Никогде», роман, которые зовется визитной карточкой Нила Геймана.

    Вне всякого сомнения, в «Никогде» сразу виден непревзойденный Геймановский стиль. Красочные, со вкусом описанные локации, пестрые герои с разнообразными талантами, удивительный, ни на что не похожий мир Нижнего Лондона. И, погружаясь в роман и наслаждаясь замечательным авторским слогом, ждешь с замиранием сердца: ну когда же? Когда начнется представление? Может быть, вон за той дверью? Или за тем мостом?

    А представление, увы, так и не началось. Актеры собрались, наложили густой грим и пошли шататься по качественным декорациям. Бесцельно, пестро, бессюжетно. С какого-то момента роман стал напоминать дурной сон, в котором каждое последующее событие слабо связано с предыдущим, и никогда не знаешь, что произойдет в следующую секунду. Но это вовсе не та восхитительная непредсказуемость, когда мастер своего дела уверенно выстраивает крутую интригу. Это непредсказуемость абсурдная, горячечная, когда герои сначала стоят на крыше, а потом вдруг плывут по канализации. И из-за этого повествование рассыпается на множество цветных осколков, теряет цельность и читательский интерес. К сожалению, почти все произведение построено на роялях в кустах, сюжетные повороты никак не подготавливаются, все в романе случается вдруг и сразу. Автор ничуть не утруждает себя выстраиванием хоть какой-то логической линии. Возникает ощущение, что Гейману настолько понравился придуманный им мир, что он сконцентрировался исключительно на его описании, а сюжет кое-как приладил сбоку на парочку кривых саморезов. Что у нас получилось? Красивая сказка ни о чем. После прочтения кульминации вместо катарсиса мне пришлось испытать изрядную дозу испанского стыда и тяжело и мучительно доползти до финала книги. Количество нестыковок и неувязок в романе таково, что он, по сути, только из них и состоит, только на них и держится.

    И, конечно же, нельзя не сказать о главном герое. Если бы к литературе можно было применить кинематографическую терминологию, то я бы сказал, что главный герой в "Никогде" — это потрясающий, удушающий мискастинг. Автору удалось создать невероятно бледного безвольного персонажа, который удивительно быстро меркнет на фоне остальных жителей Нижнего Лондона. Ему не сочувствуешь и не переживаешь, он скорее вызывает раздражение, как попавший в сандалий мелкий неудобный камушек. Такое нестандартное решение добавляет еще больше недоумения к общей абсурдности произведения.

    Что же в итоге? Если вы наслаждаетесь великолепной стилистикой Геймана, вам нравится его язык, выстроенные им миры — добро пожаловать в Никогде. Оно вас не разочарует.

    Но если вы хотите интересного необычного сюжета с изящными продуманными поворотами – возьмите лучше «Американских богов» или «Океан в конце дороги». Не портите свое впечатление о мастерстве великого Геймана.

    5
    241