Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Городок

Шарлотта Бронте

  • Аватар пользователя
    grt_pretender28 марта 2015 г.

    Скажу честно, сначала Люси Сноу показалась мне большой занудой. Из тех людей, которые всегда знают как нужно, всегда замечают мельчайшие отступления от этого образца, не забудут даже в речи ребенка заметить грамматическую ошибку, количество съеденных кем-то лишних бутербродов, не забудут отметить, кто как на них посмотрел и что при этом подумал, плюс периодически вворачивают что-то вроде:


    «Я собралась было утешить ее и воспользоваться случаем, чтобы внушить ей некоторые философские истины, которых у меня было немало в запасе».

    И если хоть на минуту читатель забудет, как же она несчастна, она непременно напомнит об этом. Безусловно, временное пребывание в любой из книг Диккенса привело бы ее в чувство.

    Конечно, как и в любом романе Бронте, здесь важен не столько окружающий мир, сколько преломляющая его индивидуальность. И в этом плане Люси Сноу есть что показать. Да героиня и сама для себя отмечает, что ее образ мыслей – своеобразный способ защиты от разочарований и сложностей. И обществу людей она скорее предпочтет свой внутренний мир. Иногда самое страшное в жизни – это когда ты нуждаешься в людях больше, чем они в тебе, любишь гораздо больше, чем любят тебя, и отдаешь то, что другим не очень-то и нужно. И Люси Сноу это прекрасно известно. Этого она, пожалуй, боится больше всего. Она может жить на одном месте, работать на одной работе, быть незаметной, может стойко переносить многое, пока ощущает себя цельной, несломленной. Она скорее выберет одиночество, чем позволит разбить себя на куски.

    Меня такая героиня отталкивает тем, что она часто не столько описывает себя, свои мысли, сколько пытается (возможно, неосознанно) влезть в определенный образ, будь то кроткая милосердная сестра, язвительная моралистка или душевная подруга. Она не столько низкого мнения о себе, своих способностях и внешности, сколько думает так потому, что это вытекает из ее нового положения и взглядов людей. В отличие от нее та же Джейн Эйр не притворяется и не пытается быть тем, кем не является, она просто живет со всеми своими изъянами, недостатками, сомнениями и разочарованиями. Она не создает внутри себя конфликт, который не имеет разрешения, но который при этом тешит эго и и придает жизни весьма сомнительный смысл, а людей иногда заставляет видеть в черно-белом свете.

    Во второй части книги Люси понравилась мне гораздо больше. Мне импонирует ее стойкость, ее терпимость и неозлобленность на счастье других (а ведь у многих в такой ситуации она расцвела бы пышным цветом). Это выгодно выделяет ее среди многих, например, Джиневры. То, как она «закрывает» глаза на Грэма, как способствует их союзу, показывает ее с хорошей стороны. Она не теряет достоинство и добрый нрав. Такое счастье есть, просто оно не для всех.

    Меня, безусловно, очень тронуло, как она наконец открылась (и прежде всего себе самой) в своих чувствах к Полю, начала жить, поняла, что жизнь – это не бегство, а постоянное стремление к чему-то, которое как раз и дает силы продолжать и не сдаваться; что счастье не падает с небес, а его действительно можно и нужно взращивать, жить им, делать что-то ради него снова и снова. И эти три счастливейших года в ее жизни, с тем подарком, который она от него получила, и с теми мечтами, надеждами и действиями, это совсем новый и важный для нее опыт.

    Очень жаль, что книга так обрывается, но зато оставляет большой простор для воображения и интерпретаций. Я уверена, что Люси не сломается. Возможно, она в конце концов придет к тому типу семейного счастья, который приняла сама Шарлотта Бронте. А может быть, имея таких друзей, как Бреттоны, она рано или поздно все же найдет еще одного «единственного друга». Но самое главное заключает в том, что у нее теперь действительно есть свое дело, которому можно посвятить все силы и которое поможет ей удержаться на плаву.

    11
    106