Рецензия на книгу
Майрикс
Роберт Шекли
ivan254326 марта 2015 г.Некоего Аарона направляют на загадочную планету Майрикс, выяснить, что же происходит в находящемся на ней реликтовом Чужом Городе, построенном невероятно древней исчезнувшей расой. В город прилетают исследователи, туристы и паломники – но мало кто возвращается оттуда, а вернувшиеся рассказывают странные вещи. Аарон заинтересован в разрешении загадки еще и потому, что на Майриксе находится его сын Лоренс, ученый, руководящий исследователями-людьми.
Город оказывается мистическим пространством, изменяющим сознание людей, вытворяющим странные фокусы с пространством и временем. Образ такого сакрального города, восходящий к библейскому Эдему, как ни странно, довольно редко появляется в литературе, но появлении эти запоминаются надолго: например, ранний, еще не затронутый пороком и упадком Макондо Маркеса, или Медный город из Кабирского цикла Олди.
Обычно смысл рецензий на это произведение сводится к следующему: «замах на рубль, а удар на копейку». И действительно, после прочтения остается такое ощущение.
Довольно долго и подробно описываемые психоделические приключения главного героя, в конце концов, приводят к стандартной развязке в духе голливудского ужастика. Всю повесть ждешь, к какому же откровению придет главный герой, удастся ли ему найти себя и сохранить рассудок – и вдруг оказывается, что он все это время был во власти аццкой Сотоны, которая и крутила ему мозги. Разочаровывает.
Но суть в том, что «Майрикс» и развенчивет эзотерику и мистические практики. Сакральный город исчезнувшей расы оказался гибельным мороком, ловушкой, поставленной сверхъестественным аферистом. И общий пафос становится понятен из финального диалога-эпилога: осваивайте космос, развивайте науку, возделывайте землю, и не ждите помощи и откровений. Вывод можно понимать и в атеистическом, и в ортодоксально-религизном ключе – так и так чертовщина до добра не доводит.
Что поделать, рассказы о мистических откровениях, космических богах и расширении сознания уже были не слишком актуальны – в 1990 году, когда был написан «Майрикс», миновали и космическая эйфория, и уфологический бум, и эпоха расцвета психоделической культуры, и «новая волна» НФ. Зато расплодились десятки мракобесных сект, вскормленных «политкорректностью».
Итог: замаскированная под психоделическую повесть агитка против шизотерики. Избыточная форма и оборванные нити рассуждений могут разочаровать, но что поделать – Шекли разрубил клубок философствований, где какой-нибудь модный нравоучительный автор привел бы все к какому-нибудь слащавому «откровению». Жаль, конечно, что по большей части это здание строилось для того, чтобы его разрушить…
6169