Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Story of the Lost Child

Elena Ferrante

  • Аватар пользователя
    marmonstro29 декабря 2024 г.

    Элена возвращается в Неаполь — в повествование возвращается Лила, градус насилия возрастает, обстановка накаляется. И удивительным образом в текст возвращается неуловимая магия, делавшая живыми первую и вторую часть и почти, как мне казалось, покинувшая третью.

    Автор, кстати, как будто сама над собой иронизирует, объясняя, что такое, по её мнению, хорошая литература: книга не должна быть выхолощенной и слишком правильной, она должна отражать неупорядоченность, скомканность, пестроту жизни. Так-то оно так, но... хотелось бы в меру.

    Четвёртая книга — это зрелость и старость, всё, что случилось после 32. Подруги переживают последнее, по мнению в интерпретации Лену, сближение. Одновременно вынашивают детей, рожают и пытаются воспитывать. Общие знакомые добиваются успеха и переживают провалы, родители стареют, а жизнь в квартале вроде бы меняется, а вроде бы и нет. Происходят несколько загадочных трагедий, но всё это отходит на второй план, потому что на первом — главная героиня.

    Соседство с Лилой хорошо раскрывает её характер и показывает не самую приятную его сторону. И снова становится видно: обе они используют друг друга, только Лила — явно, а Лену опять обманывает себя. Её рассуждения откровенно раздражают: вот она вроде примирилась со своим происхождением (скорее, перестала его отрицать) и даже сблизилась с матерью, но слишком много в этой рефлексии фальшивых нот. Вот она вроде окрепла и умеет за себя постоять, даже признаётся в том, что нуждается в подруге как в чём-то, от чего можно оттолкнуться, но в то же время фантастически слепа. И повторяет путь собственной матери, которую ненавидела: кричит на дочек, постоянно попрекает их во всём, становится «стыдной тёткой».

    А под конец ярко звучит тема связи с прошлым, с корнями, с городом. Может, оттого все и беды, что слишком сильна традиция не считать времени, не сравнивать что есть и что было, вытеснять из сознания неудобное и тёмное...

    Мне понравился открытый конец. Заставило фыркнуть слишком явное сравнение с «Маленькими женщинами», но а почему нет? Можно долго бубнеть, что много мыла, затянуто, искусственно нагнетается напряжение, неприятно, но в конечном итоге нельзя не признать: очень сильное впечатление производит эта тетралогия.

    12
    301