Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девчата

Борис Бедный

  • Аватар пользователя
    Аноним25 марта 2015 г.

    Очень много спойлеров!!!
    Один из самых моих любимых фильмов с самого детства - это "Девчата". У меня не очень получается пересматривать хорошие фильмы и получать от этого удовольствие, но этот фильм я смотрела огромное количество раз и, мне кажется, знаю все реплики героев. Но совсем недавно узнала что существует повесть Бориса Бедного на основе которой создан сценарий и не задумываясь решила почитать.
    Книга и фильм совершенно разные по настроению, по характерам героев, даже по некоторым событиям. Да, очень многие диалоги и фразы взяты сценаристами из повести, но это не сохраняет атмосферу. Повесть написана советско-корректным и даже идеализированным образом. Фильм прошел ещё большую цензуру и оттуда убрали все, что могло хоть как-то неоднозначно рассматриваться цензорами. Например, Федя перестал быть хулиганом и главарем шайки раздолбаев, а стал вторым вальщиком, с претензией на первое место. Или судьба Нади и Анфисы сложились гораздо радужнее в фильме. Даже Тося на большом экране не просто девчонка, отправленная на самый невостребованный участок работы - кухню - а "молодая специалистка с корочками". Но советская идеология вовсе не портит ни фильм ни книгу.
    Приятно читать про добрых, немного ограниченных, но очень трудолюбивых, ответственных и искренних людей. Да, в 75 году правительство диктовало что и как следует писать, но ведь не всегда хочется читать про власть денег и разврата, про предательство и ложь. Если книга написана от души - то это главное.
    В повести образы девчат прописаны филигранно. В их жизни происходит много событий не отраженных в киноленте, например, отношения Анфисы с инженером более сложные и драматичные (с совместными катаниями на лыжах, разговорами про жизнь, погоней до вокзала и пылкими объяснениями). Или жизнь Нади более угрюма и печальна (с женской завистью, обреченностью, подавлением чувств, унынием и в результате бунтом и одиночеством). Иногда не верится что в фильме и книге одни и те же герои, но, на мой взгляд, книга - это неотъемлемая часть фильма. Она поясняет и расширяет, сжатые в регламентированное время полнометражного фильма, события и образы экранной картины.
    Сколько в Тосе милого упрямства и дремучей мудрости!


    Сидел бы бог на небе - так хоть знали бы, кто тебе свинью подложил. А теперь бога сковырнули - и ругать некого!

    Сколько детской наивности и трудовой сознательности!


    ... всякий план надо обязательно выполнять, и по тому, как люди в нашей стране выполняют план, они делятся на хороших и плохих.

    А косноязычные, через приглушенную мужскую гордость сказанные признания и комплименты Ильи. Это ли не настоящие чувства? Простой работящий парень, которому некогда и незачем размышлять о высоких материях, говорит что чувствует, с трудом подбирая слова, ради вредной противной, вовсе не красивой, но любимой глупышки:


    Ну зачем тебе красота? Это другим она нужна, чтобы пыль в глаза пускать, а ты и без красоты красивая...

    Если рассматривать повесть с точки зрения актуальности, то тут полный провал - нет сейчас, в век материализма компьютеризации и цинизма, таких простых, добрых, работящих, искренних людей, со своими недостатками, но очень уж трогательных. Да никогда, на мой взгляд, и не было - это скорее дань цензорам. Но возможно, мы в книгах должны искать именно нереально положительные человеческие качества и воспитывать их в себе и стремиться к созданию идеального себя. Я могу сказать, что на глаза накатывала время от времени слеза во время чтения повести, то слеза сочувствия, то слеза умиления. И происходило это из-за того, что все события были простыми и настоящими, лишенными "голивудских штампов-приемов" для вызова эмоции читателя или зрителя. Это книга и фильм, которые лучатся добром и светом и дарят читателю много положительных эмоций.

    P.S. Знаете что случилось со знаменитой пыжиковой шапкой? Она оказалось у мерзлявого подельника Фили, как не принятая ни одной из сторон спора из чувства сострадания, стыда и отвращения.

    6
    80