Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
Аноним26 декабря 2024 г.Интеллектуальное наслаждение глубоким и многогранным произведением! Сложное в прочтении, но изумительное в исполнении миксование времен, исторических пластов, героев, мыслей, высказываний.
Восхищение литературой, музыкой и искусством, обрамленное филосовско-религиозной окантовкой. Где главным героем выступает старинный инструмент - скрипка Сториони «Виал», исторический путь владения которой взывает к исследованию природы зла. Гуманизм искусства и зло (зло абсолютное, зло относительное, зло физическое, зло моральное, зло преступления, зло наказания… ) как вечная параллель существования в человеческой природе. И жизнь ученого-полиглота от начала до конца, пытающего исследовать природу зла человечества и в большей степени свою судьбу через многогранную призму страданий.
«Иногда я думаю о силе искусства и об изучении искусства, и мне становится страшно. Временами я не понимаю, почему человечество так упорно предается мордобою, хотя у него столько других дел. Временами мне кажется, что мы прокляты еще раньше, чем поэты, и потому у нас нет выхода. Проблема в том, что у всех руки запачканы. Так мало тех, у кого они чисты. Совсем-совсем мало. И тем больше таких людей нужно ценить.»
«я провел всю свою жизнь, размышляя о культурной истории человечества и пытаясь научиться хорошо играть на инструменте, на котором нельзя играть, и теперь хочу сказать тебе, что все мы, со всеми нашими пристрастиями и страстями, в сущности, не более чем ссучья случайность. И что факты, поступки и события путаются между собой, а мы, люди, сталкиваемся друг с другом, находим, теряем или упускаем друг друга тоже по чистой случайности. Случай правит всем, а может быть, ничто не случайно, точнее сказать – все предрешено заранее. Я не знаю, какое утверждение принять, потому что оба справедливы. И если уж я не верю в Бога, то как я могу поверить в предопределенность, как ее ни назови – хоть судьбой, хоть еще как».101K