Рецензия на книгу
Those Who Leave and Those Who Stay
Elena Ferrante
Аноним26 декабря 2024 г.Магия развеялась. Первая и вторая части цикла обладали каким-то необъяснимым очарованием: от них было не оторваться, а за простым сюжетом и понятными, знакомыми из детства событиями, переживаниями угадывалась основная мысль. Это было просто, да непросто. А тут...
Третья часть — это молодость героинь, от 23-24 до чуть за 30. В жизни Лилы настают трудные времена: разочарованная, сломанная, она уходит от мужа и переезжает в грязный район, вкалывает на колбасном заводе, терпит унижения и нужду, переживает за сына, которого видит всё меньше. Сбежала от побоев и измен в пролетарский быт, втянулась в «классовую борьбу» — хотя презирает громкие лозунги, брошюры и демонстрации. Через это окошко в повествование заглядывает неофашизм, но он обезличен, это просто очередная драка непонятно почему.
В это же время Элена расцветает: у неё вышла книга, она собирается замуж за хорошего мальчика из известной и влиятельной семьи, благодаря связям и будущей свекрови помогает старой подруге выпутаться из тупика. Происходит даже временное воссоединение, но...
А тут я не понимаю. Если в первой книге соперничество было детское, знакомое, объяснимое, во второй отношения подруг тоже были выписаны и понятны, в них была динамика и поводы для сближений и отдалений, то здесь... Здесь «взрослая жизнь». Редкие разговоры: одна чересчур откровенна, вторая боится раскрыться из-за насмешек. Звонки по телефону. Лила как всегда колючая злюка, только изредка — непонятно и необъяснимо — в ней прорываются искренние чувства. Лену — всё ещё отличница, раз за разом напоминающая себе о том, что хватит на кого-то оглядываться, надо жить свою жизнь и искать в ней свой смысл.
Но теперь-то откуда столько злобы? Почему Лиле обязательно надо плюнуть ядом? По-прежнему взлёт одной, как в кривом зеркале, означает провал другой. У Лилы карьерные перспективы — значит, у Лену будет безрадостный быт. Теперь её брак окажется не тем, чем казался, а мечты рассыплются.
Ушедшие в тень персонажи возвращаются, сюжет выделывает заячьи петли, старательно дублируя ситуации и обстоятельства. Постепенно это утомляет. Повествование разбухает, ветвится, обрастает подробностями, кое-где откровенно буксует. Начинается новая тема: самосознание женщины, поиск своего голоса, ни от чего не отражённого и ничего не продолжающего. Но эффект ненадёжного рассказчика тускнеет: не с чем сравнивать, ведь всю картину мы видим только глазами Элены, а намёков о жизни Лилы не хватает, чтобы оживить её монотонный рассказ.
А в конце роман выкидывает коленце. Хочется, конечно, фыркнуть! Но с другой стороны, поворот был ожидаемым и внёс какую-то динамику. Расстраивает другое: всю первую книгу и большую часть второй я радовалась, что вот, большая литература! А теперь ну... сократить бы по совету дедушки Кинга процентов на 30.
18300