Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Троя. Величайшее предание в пересказе

Стивен Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним25 декабря 2024 г.

    “Боги – они ну совсем как дети”

    В начале были "Мифы". Затем появились "Герои". Немного погодя вышла "Троя". А вот недавно и "Одиссея".

    Осенью 2024 года Стивен Фрай завершил свою серию книг о греческой мифологии, вернув плута Одиссея домой. Но мы здесь собрались не про него говорить, ведь так?

    Античность – основа Европейской цивилизации, и, берясь за такую обширную тему, Стивен умело поделил её между своими произведениями. Главной книгой в серии, на мой взгляд, является третья, повествующая о Троянской Войне. Почему именно она? Если в "Мифах" Фрай устанавливает правила игры и буквально создаёт мир, а в "Героях" наполняет его пусть и человеческими, но полубожественными героями, то в "Трое" он топит этот мир в крови. Простой, красной, человеческой крови.

    Стиль автора лишь усиливает это ощущение. Если до "Трои" мы следили за Олимпийцами или Героями и юмор в купе с иронической подачей жёстких вещей(характерные для повествования Стивена черты) вызывал смех и лишь изредка пугал, то здесь, на контрасте с военными действиями, где ярко описаны эмоции семей погибших, это вызывает ... осознание. Ты, вдруг, понимаешь, насколько хрупки люди, насколько Смерть действительно сильна. Ты проводишь всё больше времени с обычными смертными, "спускаясь с Олимпа" на котором ты провёл много времени в первых двух книгах.

    Конечно, это не произведение про ужасы войны и это всё ещё история, включающая в себя богов и пророчества. Но "Троя" ближе к "Игре Престолов" или "Неуязвимому", чем к энциклопедии, и в этом её сила. Это кульминация большой истории, включающая в себя супружеские измены, кровосмешения и любовь, избиения младенцев, людоедство и героизм, предательства, волю Богов и настоящую дружбу.

    Тем не менее, в третьей книги серии сохраняется как и сильная сторона цикла (а именно авторский стиль, который через юмор и осовременивание "оживляет" античных героев), так и слабая, в виде достаточно рваного повествования в начале. На первых страницах "Трои", как и в предыдущих работах автора, внимание читателя скачет от предка к потомку, от рода к роду, от места к месту и наоборот. С одной стороны, это помогает дать каждому персонажу предысторию и связать судьбы многих героев воедино (если Вычитали предыдущие две книги, то такая подача информации вас не отпугнёт, и многое уже будет знакомым). С другой стороны, не все новые читатели смогут пробраться через десяток-другой страниц схожих имён, мест и семей, что может замотивировать просто бросить читать книгу. Тем не менее, я настоятельно рекомендую запастись терпением, ведь в конце это обязательно окупится.

    Переложив истории множества различных старинных авторов на современный язык и создав единую временную линию, Стивен Фрай смог снова увлечь меня греческим эпосом. Историю, в центре которой одна древняя истина - "Errare humanum est".

    4
    137