Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Dark Forest

Cixin Liu

  • Аватар пользователя
    Аноним24 декабря 2024 г.

    Комиссары в пыльных шлемах

    Второй роман в цикле Лю Цысина прекрасен. Я с большим трудом могу вспомнить развлекательные книги, которые я читал с большим интересом и желанием поскорее дойти до (промежуточной) развязки. Да, у меня возникли вопросы к компоновке (большая часть книги – по-прежнему фантастика ближнего прицела, а потом, внезапно, проходит почти два столетия), да, люди у Лю по-прежнему довольно простые и наивные, особенно потомки, но высочайший цинизм и отсутствие иллюзий о человеке позволяют автору строить свой рассказ бодро, четко и динамично.

    Мне, как и в первой части, безумно любопытна была китайская специфика. Автор экстраполирует современные китайские институты в будущее, и интереснее всего политические офицеры/комиссары. Есть в этой странной преемственности между нами и китайцами что-то увлекательное, крито-микенская цивилизация какая-то, институты переняли, партсобрания в космосе проводят, а мы сидим тут на обломках мечты.

    Здесь уместно вспомнить постоянные легкие ниточки, связывающие текст Лю с нашей культурой. Тут и Толстой, и Вучетич с «Перекуем мечи на орала», и внезапно, определение «гоголевский», отнесенное к чиновнику, и токамак, разработанный советскими учеными. И рефреном «Тонкая рябина», которую будут, по автору, слушать и через двести лет вместе с «Калинкой» и «Катюшей».

    Из любопытных фактов в мире автора бросается в глаза роль Венесуэлы и «социализма XXI века». При этом в мире Лю злобные американцы не сдержались и напали таки на Каракас, а вместо Мадуро и вовсе другой последователь Чавеса, который играет важную роль в борьбе с инопланетянами.

    Понравилась и связь с Азимовым – бен Ладен, по Лю, вдохновлялся психоисторией, и американцы, желая замириться, привозят ему свежие арабские издания Основания. Да, по-китайски, если верить переводчикам, организация бен Ладена и Основание Азимова пишутся одной группой иероглифов.

    Над всем этим возвышается Китай. Китай, в котором в 80-е началась эпоха достатка (а у нас - упадка), эпоха, которая прерывается новостью о планирующемся нашествии инопланетян. Люди привыкли жить спокойно, но история опять бросает их во времена чрезвычайных происшествий, талонов на основные товары, как при Мао, экономических неурядиц и страха нашествия и уничтожения.

    Из этого Китая бежит главный герой, который просто хочет жить, но чем-то ужасно опасен для инопланетян с их софонами. Этим подчеркнутым интересом они себя и выдают, дав ГГ в руки ключ. Но им еще нужно воспользоваться.

    На фоне этого люди умирают, ложатся в анабиоз, кто-то убивает людей, чтобы изменить ход исследований и получить через двести лет тот или иной тип космического двигателя, комиссар изгоняет из космических сил пораженцев, автор уместно и неуместно вплетает отсылки к ранним годам НОАК. А главный герой ищет идеальную девушку, сидит в доме у озера, курит трубку и пьет дорогое вино. Да, раздражает всех, но ведь не зря трисоляриане хотят его убить, не зря же?

    49
    951