Рецензия на книгу
Смерть Артемио Круса
Карлос Фуэнтес
Аноним20 марта 2015 г.Многослойный, многоуровневый роман от гениального мексиканского писателя Карлоса Фуэнтеса, написан для вдумчивых и внимательных читателей. Так как понять и уловить череду событий и повороты сюжета совсем непросто. А нужно ли это вообще делать? Ну, кто из нас, читая «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса, пытался удержать в голове все события жизни Аурелиано Буэндиа? Читая такой роман нужно отдаться ритму книги, довериться всем мыслимым и немыслимым виражам сюжета и свободной композиции.
Итак, «Смерть Артемио Круса». Это ретроспектива жизненного пути богатого и влиятельного мексиканца Артемио Круса. Карлос Фуэнтес обращается к теме смерти, не как к свершившемуся факту, а как к самому процессу – процессу умирания. В обращении к прожитым событиям раскрывается не только жизнь одного человека, но и судьба континента, насыщенного событиями и эмоциями, не раз стоящего на пороге жизни и смерти. Артемио Крус как будто завис между жизнью и смертью: и не выздоравливает и не умирает. Половина повествования это предсмертный бред умирающего и литературный прием «поток сознания» гармонично сюда вписался. Лежа на смертном одре, Артемио Крус вспоминает и еще раз проживает свою жизнь. Он воюет, поднимает революции, наслаждается женским телом всех цветов кожи, захватывает новые земли, основывает предприятия. Сюжет блуждает на просторах Мексики в разные периоды ее истории и мы вместе с ним.
Артемио Крус вступил в новую схватку. С чем он борется: с жизнью или со смертью? Вокруг его борющегося тела собралась семья: дочь, жена, внук. Но Артемио борется и с ними тоже. Для него они стервятники, которые ждут его смерти, чтобы поделить наследство. Они так и рыскаю по комнате в поисках завещания, стоит ему только сомкнуть глаза. А прошлое не отступает. В бредовом состоянии умирающий возвращается все дальше в прошлое: детские годы, юность и взросление. По мере углубления в прошлое силы Артемио Круса покидают его. Частота «потока сознания» на просторах книги увеличивается, все сложнее отыскать логику повествования. Мы теряем возможность уловить реальность, вместе с героем мы проваливаемся в небытие в вечное ничто….
24618