Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже

Карина Добротворская

  • Аватар пользователя
    Аноним18 декабря 2024 г.

    Отпустить через книгу: получилось ли?

    В течение недели, медленно, но верно, читала «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже», по которой снят одноименный фильм. Сама книга – мемуары Карины Добротворской, редактора и журналиста, о ее бывшем муже Сергее Добротворском, популярном кинокритике 80-90х годов.

    Сначала я познакомилась с фильмом. Примерно несколько лет назад.

    И, если честно, он мне не особо понравился. И дело даже не в том, что фильм плохой.

    Нет. Скорее, дело в том, что рассказывает он богемно-трагичную, немного гнилую или правильнее сказать «грязную», но такую человеческую и реальную историю живых людей. О времени, когда люди пытались брать от жизни все: яркие эмоции, первые впечатления, первые кинопрорывы, бурно развивающееся общество со всеми его попытками схватить все и ничего. Попытки перепрыгнуть и не рухнуть.

    И тут есть нюанс. Без какого-либо экскурса в биографию главных героев и эпоху ты смотришь на это как на плохо спродюсированный и относительно средний фильмец на один вечер, романтизирующий всю эту «нездоровость», характерную для того времени (да для любого, если честно).

    Само желание прочесть книгу появилось внезапно. На работу приехала допечатка тиража и, полистав пару страниц, было решено «мне надо, потому что мемуары очень часто – больно и честно».

    Вообще, феномен книг, составленных из писем или дневников — это отдельный вид искусства, почему-то дробящий сердце и разрывающий что-то внутри. Где-то в самой человеческой сущности.

    Это рефлексия, анализ собственной жизни, своих поступков, оценка или попытка понять действия других, не придуманных персонажей. Это глубокая и болезненная самотерапия, выставленная на всеобщее обозрение.

    Это принятие себя, окружающих, своего прошлого, своей человеческой сущности: абсолютно неидеальной и в чем-то уродливой, нездоровой, болезненной, но от этого не менее прекрасной.

    И тут важно понимать, что написать, значит признать. Задокументировать. Вбить в общую летопись жизней не в форме воспоминаний, канущих в лету, а чего-то более постоянного и вечного. И важно помнить, что это личное видение собственной жизни. Это жизнь глазами автора, не чужими.

    Книга Карины Добротворской — это болезненно, по-честному тоскливо и больно. Это история ее глазами и с ее чувствами. Это про ту сторону жизни, о которой многие бы умолчали, потому что рассказывать честно о личном может далеко не каждый. Говорить о собственной любви и привязанности, о своем том самом мужчине, любовь к которому идет с тобой всю твою жизнь. Говорить о том, что да, человек умер, но он живет и ходит фантомом в других: повадками, чертами, в собственном отражении.

    Читая ее, в первую очередь, не надо ожидать многого, не надо включать в себе внутреннего «правильного» человека и осуждать автора за ошибки, совершенные в молодости. Ведь никто не дает инструкцию к тому, как надо, а как не надо.

    Как минимум потому, что цель этой книги – отпустить, дать себе шанс вдохнуть полной грудью и начать новую главу. Да, с присутствием того самого человека, той самой любви и его тенью где-то за плечом, но не на плечах.

    Совершенно личное и реальное, возможно, где-то подсмытое, о истории двух когда-то любящих людей, но достаточно трагичное и по-киношному горькое, с соленым послевкусием.

    1
    319