Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним14 января 2010 г.Ну, я прочитала и не знаю даже, как высказать всё то, что хочется. Я не писатель и не критик. Чем больше меня что-то волнует, тем труднее мне высказать всё словами.
Это не роман, это скорее проповедь и… нет, даже не проповедь (звучит скучно и будто бы негативно), это целая философия. Мне кажется, это одно из редких произведений обязательных для прочтения. Всем. Потому что книга по-настоящему способна сделать человека лучше.
На уроке русской литературы, когда нам говорили об этом романе Толстого, рассказывали, что роман о судьбе продажной женщины, в нее влюбляется светский человек и следует за ней на каторгу. Есть тут и женщина, есть и светский человек и действительно едет он за ней по этапу, но книга вовсе не о любви между мужчиной и женщиной (тут вообще, как и в «Крейцеровой сонате», такая любовь представляется чем-то омерзительным, но это по-моему зря, это у Толстого на старости лет началось, после того, как нагулялся).
Тут такие темы и вопросы, ответы на которые каждый сам себе дает, общего не существует. В то же время правильный ответ существует один единственный, но не всегда возможно его найти в себе, не всегда возможно иметь столько сил, чтобы следовать этому правильному. Во многом роман перекликается с «Идиотом» Достоевского. Суть в идее жизни, не отступая от библейской системы заповедей. Звучит вполне обыденно, на деле это же необыкновенно сложно.
Во-первых, Толстой осуждает всю существующую карательную систему. По его мнению, сама идея существования суда преступна. Мы не имеем права судить, потому что сами злы. Тюрьмы не перевоспитывают преступника, а делают его еще хуже, после тюрьмы человек теряет свое человеческое лицо и практически не способен существовать в нормальном обществе. В том же, что преступники существуют в принципе виновато само общество, оно делает людей преступниками. И в этом много верного. Кого перевоспитало заключение? Сколько действительно вынуждены воровать, чтобы выжить? Почему одни осуждены, а другие, заплатив взятки, за те же преступления не наказаны?
И в то же время, что будет с обществом, если карательную систему ликвидировать? Почему одни в определенных обстоятельствах становятся преступниками, а другие нет?
"Всегдашнее возражение о том, что делать с злодеями, - неужели так и оставить их безнаказанными? - уже не смущало его теперь. Возражение это имело бы значение, если бы было доказано, что наказание уменьшает преступления, исправляет преступников; но когда доказано совершенно обратное, и явно, что не во власти одних людей исправлять других, то единственное разумное, что вы можете сделать, это то, чтобы перестать делать то, что не только бесполезно, но вредно и, кроме того, безнравственно я жестоко. "Вы несколько столетий казните людей, которых признаете преступниками. Что же, перевелись они? Не перевелись, а количество их только увеличилось и теми преступниками, которые развращаются наказаниями, и еще теми преступниками-судьями, прокурорами, следователями, тюремщиками, которые сидят и наказывают людей". Нехлюдов понял теперь, что общество и порядок вообще существуют не потому, что есть эти узаконенные преступники, судящие и наказывающие других людей, а потому, что, несмотря на такое развращение, люди все-таки жалеют и любят друг друга."
И еще одна цитата:
"…единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, состояло только в том, чтобы люди признавали себя всегда виноватыми перед богом и потому не способными ни наказывать, ни исправлять других людей. Ему ясно стало теперь, что все то страшное зло, которого он был свидетелем в тюрьмах и острогах, и спокойная самоуверенность тех, которые производили это зло, произошло только оттого, что люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло. Порочные люди хотели исправлять порочных людей и думали достигнуть этого механическим путем. Но из всего этого вышло только то, что нуждающиеся и корыстные люди, сделав себе профессию из этого мнимого наказания и исправления людей, сами развратились до последней степени и не переставая развращают и тех, которых мучают. Теперь ему стало ясно, отчего весь тот ужас, который он видел, и что надо делать для того, чтобы уничтожить его. Ответ, которого он не мог найти, был тот самый, который дал Христос Петру: он состоял в том, чтобы прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять."
И это уже не только о судопроизводстве, это же обо всем вообще.
Тут действие всё начинается с того, что герой видит на скамье подсудимых девушку, которую когда-то соблазнил. Он осознает вдруг, что тот его поступок разрушил всю жизнь этой девушки. Он забеременела, ее выгнали из дома, после некоторых скитаний она оказывается в публичном доме. То есть он о ней и думать забыл, но именно он стал причиной того, что с ней произошло.
Сейчас звучит смешно немного. Девушки не особо сейчас переживают по поводу соблазнения, они сами кого хочешь соблазнят. К тому же умная девушка не забеременеет, не хочешь, чтобы из дома выгнали – купи презерватив. Но, опять же, не в том суть.
Суть в том, что поступок, для нас, возможно, совершенно незначительный, способен привести к катастрофическим последствиям для кого-то другого. Мы несем ответственность за каждый свой поступок и за последствия его. Это очень важно. Большинство забывает об этом.
А преступников Толстой разделил на пять разрядов. Осужденные по ошбике, вынужденные совершить преступление и т. д. Все пять разрядов невинны. Виновато общество, окружающие, обстоятельства. И вот все-таки не могу я согласиться. Согласна, что в тюрьме они не станут лучше, согласна, что и судьи хороши, но я лично знаю примеры, которые не могу оправдать никакими причинами, никакими обстоятельствами и к ним нет у меня никакой жалости.1983