Рецензия на книгу
The Vegetarian
Han Kang
gROMilA_17 декабря 2024 г.Нобелевскую премию по литературе в этом году получила южнокорейская писательница Хан Ган. Не то чтобы я активно слежу за нобелевкой, но имя новой лауреатки эпизодически мелькало, и засело в серой зоне памяти, где встречается нечто (название, термин, персоналия), которое ты где-то слышал, но это максимальный объём знаний. С Хан Ган было проще и сложнее. Я знал, что она написала одну из четырёх книг: или «ВегетарианКА», а может «АмериканХА», но возможно наоборот «ВегатарианХА», ну на крайний случай, но вряд ли «АмериканКА». Только когда прочёл «АмериканХУ» Чимаманды Нгози Адичи, путанице пришёл конец, две несуществующие книги исчезли и осталась нечитанной только «Вегетарианка». А тут и нобелевка подоспела.
По названию уже понятно о чём текст. Да, одна женщина решила стать вегетарианкой и что из этого получилось. У этого «решила стать» в реальной жизни несколько причин: животных жалко, мясо – вредно, ещё встречал «стало тошнить от мясного». В книге ситуация похожа на последний вариант, да не совсем. Героиня каждую ночь видит странно страшный сон, от которого сразу просыпается. Основные фигуранты сна – мутное и смутно знакомое отражение лица в какой-то жидкости и много крови вокруг.
Сформулирую однозначно – я очень не люблю, когда движком истории выступает подсознательное в виде снов, видений и прочих непознаваемых психических процессов. Ещё в нулевые я обжёгся об психоанализ, когда попал на кушетку к классическому психоаналитику. Копание в моих снах и выворачивание на свет божий якобы моих психо внутренностей через сомнительные интерпретации – я этот бред смог терпеть только полгода хотя меня заряжали на долгую многолетнюю работу. Ну их! Поэтому, если на первой странице я встречаю странный сон, то на последней с большой вероятностью дело кончится мягкими стенами и зарешеченным окном - редко этот алгоритм меня подводил.
Ещё один мой триггер по жизни – современное искусство. Оно и само по себе в основном мыльный пузырь, но описание современного искусства – это мыльный пузырь в кубе. Переливающееся ничто и много непонятных слов. Всем известно, что лучшая подруга для подсознательного это оно самое – современное искусство. У героини-вегетарианки есть сестра. А у неё муж занимается видео-артом. Снимает видео с каким-то своим художественным умыслом. И вот, когда главная героиня стала полноценной вегетарианкой, муж сестры стал получать от неё некие «сигналы». А когда он узнал, что у неё с детства осталось «монгольское пятно» на крестце, то его захлестнуло мощной «художественной» энергией, что закончилось совместным радикальным видео-арт-проектом (концептуальное порно с боди-артом).
В тексте ещё много тем – и патриархальный мир корейской семьи, и разобщенность людей. Вообще мир людей кажется не тем местом, где хорошо. И тут самое место для главной темы книги. Героиня через вегетарианство приходит к пониманию, что она уже не человек, а растение (я же обещал мягкие стены?) Ей нет надобности есть пищу, ей нужно только солнце и желательно при этом стоять на голове, поскольку лучше всего поглощают солнечную энергию её стопы. Уход от антропоцентризма, разнообразная эко-повестка сегодня в мире набирает силу. Лично я всё больше встречаю таких сюжетов. Особенно созвучен книге венгерский анимационный фильм «Белое пластиковое небо», где в мире пост-апокалипсиса оказывается, что деревья – это следующее звено эволюционной цепочки, и вовсе не человек вершина всего.
Как к этому всему относиться? Автор книги не даёт однозначного ответа. Сатира это на поведение вне человеческой и общественной нормы, и каждый человек, вступивший на этот путь закончит дурдомом? Или наоборот это сатира на старый рациональный плоский мир, который не способен прозреть и уловить тонкие вибрации новой формы и вписать себя в окружающий мир наравне со всем сущим? Каждый читатель должен выбрать свою сторону, но я не смог. Не всё так однозначно, а что делать.
8139