Рецензия на книгу
Интервью с вампиром
Энн Райс
Аноним12 декабря 2024 г."Вечность" - это очень долго.
В рецензии спойлеры.
Книга в своё время хорошо заявила о себе и сейчас считается классическим произведением на равных с "Дракулой" Брема Стокера. Когда-то очень давно я смотрела экранизацию с Бредом Питом в главной роли, из-за чего и захотелось узнать также хороша книга, как и фильм или нет.
Наш главный герой - Луи де Пуант дю Лака - богаты плантатор из Нового Орлеана, с которым и произошла вся эта исключительная история. Повествование идет в двух временных ветках "прошлое" (планомерный рассказ о том, как Луи обратили, о его взаимоотношениях с Лестатом, скитаниях и принятии себя) и "настоящее" (диалоги с журналистом, который берет у Луи интервью.
Из разговора мы узнаем, что Луи был старшим ребенком в семье и когда не стало отца на него возложили всю ответственность за бизнес, финансы и благосостояние близких. Смерть младшего бара поражает нашего героя и он винит себя в этой трагедии, из-за чего собственно говоря Луи и начинает много пить, вести праздный образ жизни и шататься по сомнительным заведениям. Там его и выслеживает Лестат - вампир, обративший нашего героя и, впоследствии живший за его счет в свое удовольствие.
В рецензиях на эту книгу я часто встречала мысли, что Луи согласился на обращение в вампира добровольно и осознанно, мол нечего его жалеть. Читая роман я этого не увидела. Я увидела человека на которого напали ночью, почти у самого дома. А когда ему начало становиться совсем плохо явился Лестат и сказа что-то вроде "Пей мою кровь или умрёшь". Можно ли это назвать выбором? Его просто поставили перед фактом, не объяснив, какой станет его жизнь, чем придется жертвовать и с чем смириться.
Отчасти поэтому я почти до самого конца не могла отделаться от сопереживания к Луи. А как иначе? Обратили едва ли не принудительно, манипулировали, отравляли и без того не простое существование в новом статусе, не договаривали и угрожали, создали проблемы из-за чего пришлось броситься в бега.
Ломать свою новую сущность через колено т.к. ты не хочешь приносить страдания и быть причиной чьей-то смерти. Разве это не демонстрация тезиса, что выбор есть всегда? Жаль только, что хватило его не на долго.
Лестат персонаж отталкивающий во всех отношениях. Будучи в статусе бессмертного не так уж и долго (судя по живому отцу в начале книги) он прогнил до основания. В нем не осталось ничего человеческого, даже забота о престарелом отце вызывает у него злобу и пренебрежение. Ему скучно. Люди для него не больше, чем закуска, кусок мяса. Настроение ему может поднять только охота, чем он и занимается каждую ночь.
Лестат прекрасно знает что ему не прожить без денег Луи поскольку талантов к ведению дел у него нет. Достать деньги он может, но не в состоянии их разумно вложить, преумножить и получать постоянный доход. Как мне кажется, именно с этой целью, чтобы удержать Луи он обращает ради него маленького ребенка - Клодию. Теперь у Луи есть "дочка".
Но "счастливую семью" ничего уже не может спасти. Клодия ненавидит Лестата также сильно, как и Луи. Идут годы и девочка умнеет. Будучи взрослой женщиной, запертой в тело маленького ребенка - её жизнь это отдельная форма издевательства. Сплоченные общей ненавистью по отношению к Лестату они предпринимают несколько попыток убить его, но каждый раз он снова выживает и находит их. В результате последнего из столкновений Клодия и её компаньон Мадлен погибают. Луи же отдаляется от своего французского друга и возвращается домой в Новый Орлеан, где решается на интервью, чтобы предупредить современных людей о том, что вечная жизнь, это не дар, а проклятье.
Репортер же, ожидаемо, бросается к Луи в ноги и просит обратить его. После жесткого отказа он направляется на поиски Лестата, надеясь, что он исполнит его желание. Занавес.
Мне кажется основные темы лежат на поверхности и не стоит копать слишком глубоко. Тут хочется говорить о свободе выбора, о том, что перед тем как согласиться на вечную жизнь стоит здраво оценить свои силы. Ведь вечность - это чудовищно долго. Сейчас массовая культура пропитана контентом о вампирах и часто можно услышать рассуждения от подростков о том, как они охотно приняли бы такой дар. Но делая подобные высокопарные заявления готовы ли они поставить это со знаком равно ( = ) к тезисам:
"я буду вынужден скрываться от друзей, семьи и родственников, чтобы они не знали, что я не старею",
"все кого я люблю, и все кого я знаю состарятся и умрут раньше меня",
"находясь рядом с людьми я буду разрываем жаждой крови и буду хотеть вцепиться в горло, даже если это моя родная мать",
"меня всегда будут бояться",
"я никогда не увижу солнца и не почувствую его тепло на соей коже",
"я всегда буду один" - и этот список можно продолжать действительно долго.
Не очень приятная перспектива? Книга для меня затронула именно эти темы: свободы выбора, ответственности за принятые тобой решения, сострадания и человечности (даже если человеком ты давно не являешься), о том, как жить если ты ошибся и ошибку исправить уже не получится. Конечно тут можно притянуть и тему слишком близких взаимоотношений с персонажами, и навязать не традиционную любовную линию. Но мне это делать совсем не хочется. Для меня это была книга о человеке который ошибся, об одиночестве, о жажде крови, о предательстве, потерях и разочарованиях. Книга о том, насколько одиноким и потерянным может оказаться человек, если "свернет не туда".
Содержит спойлеры7219