Рецензия на книгу
Голубятня на желтой поляне. Часть 1. Голубятня в Орехове
Владислав Крапивин
Аноним8 декабря 2024 г.Родное
В детстве чтение Крапивина случилось без меня: кто-то наверняка брал его в детской библиотеке, возможно, я даже видела его книги там и сама, потому что названия знакомы, но вот с самим погружением не сложилось. А между тем, это такие вещи вневременные, как по мне. Да, некоторые нюансы прошлого намекают, что истории могут быть не очень современными, но общая канва, суть, сюжеты остаются такими мощными, что читаешь и "эх...". Впрочем, мне рано о таком говорить, потому что прочитала я только первую часть одной трилогии, но об этом дальше.
Крапивин пишет очень интересно, живо, ярко. Ты представляешь сразу и то поле одуванчиков, по которому бегаешь в детстве, пока играешь в догонялки; и ту голубятню, которую только в фильмах видел; ощущаешь кожей, как пристально, странно и тревожно смотрит манекен из витрины и понимаешь, что тоже бы предпочел выбрать другую дорогу, лишь бы не проходить мимо него. Это все родное, о своём, о том, что переживал и что ещё можешь переживать, и о том, что чувствуют, могли и будут чувствовать люди вокруг.
Первая часть трилогии "Голубятни на жёлтой поляне" - "Голубятня из Орехова". Есть герой, бороздящий космические просторы. Есть группа четверых детей с Планеты, на которой все пошло не так, и появились "те, которые велят". И есть желание разобраться в том, что и когда поломалось, починить Планету, которая так похожа на родную Землю, помочь детям, вернуть веру в цифру 5 - ведь если пятеро, то они способны на всё, - и в себя - потому что можете всё, если вместе.
Текст плотный, как шоколадный брауни - им быстро наедаешься и уходишь "переваривать", а где-то в животе остаётся тоскливое сосущее чувство. Я долго думала об этом чувстве. А потом пошла смотреть, есть ли в продаже томики Крапивина, увидела на одной обложке блерб с отзывом Лукьяненко ("Крапивин - светлый и чистый писатель, создающий светлые, чистые, волшебные миры") и всё поняла: просто Крапивин был в истоках (возможно, что в названии "Мальчика и Тьмы" есть отсылка к "Мальчику со шпагой", но это, конечно, нужно проверить). Я перестала читать обожаемого в отрочестве Лукьяненко, потому что после остаётся ощущение безнадеги, русской хтони и того мема, где человек сидит с бутылкой водки за столом, курит и смотрит в стену (даже если можно шутить про рекламу Оболони, все равно как-то в итоге НеСмЕшно - если читали "Рыцарей сорока островов" и "Черновик", наверняка поймете, о чем я). Крапивин легче, добрее, но фон у него близкий - не по внутренности сюжета, но по ощущениям и недосказанности.
Я легко могу читать про кровавые убийства, но все трогательно-родное-живое про чувства мне очень сложно. Поэтому запоем читать Крапивина у меня и не выйдет, потому что такого там в избытке. Трилогию дочитаю обязательно, но позже, когда уляжется, утрясется, будет готово к новой порции родной сладко-больной тоски. И всем советую попробовать: "Голубятню", "Острова и капитаны", "Журавленка и молнии", а может, и "Звёзды под дождём" - этот рассказ небольшой, давайте читать его вместе.796