Рецензия на книгу
Энигма
Джон Фаулз
Аноним12 марта 2015 г.Всякий символ есть образ, но если категория образа предполагает предметное тождество самому себе, то категория символа делает акцент на присутствии некоего смысла, интимно слитого с образом, но ему не тождественного. Переходя символ, образ становится "прозрачным"; смысл "просвечивает" сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелегкого вхождения в себя. (с).Небольшая новелла Фаулза, написанная в ключе классического детектива, оставила после себя именно то впечатление, созвучное, примерно, к смыслу, что несет в себе цитата, приведенная выше.
А сюжет, на первый взгляд (!), очень прост.
Каким-то таинственным образом исчезает 57-летний Джон Маркус Филдинг - член Парламента, политик, успешный деловой человек, самодостаточная и респектабельная личность , глава семейства, отец взрослых самостоятельных детей, у него вилла на окраине города, квартира в центре Лондона, путешествия, обеды и ужины в фешенебельных ресторанах, образцовая жена, частная секретарша (фанатически преданная хозяину... ну как обычно бывает со старыми девами из классических детективов) - завидная, в общем-то, судьба. Его исчезновение никак не вмещается в рамки устоявшейся жизни и вызывает полнейшее недоумение. Исключены любые намеки на самоубийство или похищение.
Жена Филдинга начинает собственное расследование, а параллельно этому ведется еще и официальное, которым руководит молодой детектив Дженнингс.Произведение течет размеренно, без лихих оборотов и волнений, непрерывным потоком незначительных событий: беседа с людьми, так или иначе имеющих отношение к сэру Филдингу в день его исчезновения, вопросы, формальности - все как положено.
Все меняется в ту минуту, когда происходит встреча детектива Дженнингса с Изобель - девушкой Питера, сына сэра Филдинга. То, что происходит между ними - это невероятно мощная, впечатляющая, эмоциональная и яркая игра. Начиная со взглядов при знакомстве, с пожатия рук, с описаний немаловажных деталей, которые придают выпуклость и четкость происходящим метаморфозам, и вплоть до чаепития и диалога, завязавшегося между детективом и девушкой. Это великолепная, шикарная головоломка, и чем дальше вникаешь в ее суть, тем яснее понимаешь, что выхода из нее нет. Нет ни расшифровки, ни ответов, ни предполагаемой формулы к решению - ничего!
Гениально построенная комбинация - игра без названия, к которой нет никаких ключей: игра интеллекта, игра ума. Одни только догадки. Писатель и его задумка. Может, да... а может, и нет.Фраза из произведения, которую я выписала для себя:
- Единственное, чего люди не забывают, это нечто нераскрытое. Ничто не живет так долго, как неразгаданная тайна... Трюк Бога.
- Что-что?
- Богословы рассуждают о Deus absconditus - Боге, который пропал. Без объяснений почему. Потому-то мы никогда о нем не забываем.
Фаулз продолжает возбуждать мое любопытство. На очереди "Червь".
281,2K