Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Generation `П`

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним3 декабря 2024 г.

    Рекламный трип по-Пелевински

    А за нами идут подросшие
    Виртуальные дети нета
    У которых уже нет прошлого
    И России, похоже, нету.
    / С.Трофимов – Поколение Пепси-колы /

    Ну что ж пора признать тот факт, что я абсолютно не понимаю Виктора Олеговича. Я читаю его романы с пятнадцати лет, но до сих пор не могу сказать, что получила удовольствие хотя бы от одного. Вечное смешение поп-культуры и мифологии, высмеивание человечества, игры с действительностью... Этот роман не стал исключением.
    Вообще, я человек, который ненавидит рекламу. Рекламу на телевидении и на радио, в ленте ВК после обновления, на миллиардах уродливых железных щитов вдоль дорог, портящих пейзаж как концепцию и как вид. Так что читая роман про выпускника литературного института, копирайтера, а в будущем и «криэйтора» Вавилена Татарского, я испытывала двоякое чувство.



    – Пойдешь ко мне в штат?
    – Кем?
    – Криэйтором.
    – Это творцом? Если перевести?
    – Творцы нам тут на х... не нужны, – сказал он. – Криэйтором, Вава, криэйтором.

    С одной стороны, этот роман буквально построен на игре с известными брендами и их слоганами («Все упоминаемые в тексте торговые марки являются собственностью их уважаемых владельцев, и все права сохранены»), с другой – они высмеиваются и переделываются таким образом, что любой западный концепт, адаптированый под российскую ментальность, вписывается в действительность как родной... Это несомненно показывает, насколько точно Пелевин чувствует изменения, происходящие в общественном сознании.



    СССР, который начали обновлять и улучшать примерно тогда же, когда Татарский решил сменить профессию, улучшился настолько, что перестал существовать (если государство способно впадать в нирвану, это был как раз такой случай).

    Процесс своего профессионального восхождения Татарский начинает с изменения имени, таким образом он отрекается от своих родителей и своего прошлого. Это позволяет ему начать переход. Тут-то нас и настигает первый мухоморный трип. Во время своего карьерного продвижения вперёд, мы вместе с Вовой сталкиваемся с абсурдностью современного мира, полным манипуляций и фальшивых ценностей. Более того, он сам активно прикладывает к этому руку. В этом романе маркетинг и реклама становятся не просто частью бизнеса, а основным способом жизни пелевинских персонажей (правда в каком-то интервью автор высказался, что в его романе нет героев, только собирательные образы). Это способ Пелевина показать, каким образом происходит трансформация общества в потребительское, и как личность теряет свою индивидуальность под давлением коммерческих идеалов. Всем правит лавэ. И тем острее контраст задаваемых Татарским вопросов:


    – А вы не боитесь, что все может кончиться? – спросил Татарский. – Ведь время сами знаете какое. Вдруг все рухнет?

    Какие-то части романа я слушала, какие-то читала. Самыми сложными для восприятия оказалась как раз те части, где Вавилен («Но Вавилон – это состоянье ума; понял ты или нет / Отчего мы жили так странно две тысячи лет?») употреблял различные вещества для расширения сознания. И одна «волшебная» марочка позволила нам приобщиться к вселенскому опыту вместе с героем, перенестись к древнем Шумерам, а в финале романа вообще стать мужем богини Иштар. Я думала о том, как актуальна планшетка, купленная героем в одном престранном местечке – это же буквально чат GPT. Ты задаёшь вопрос, а тебе формируют ответ. Но не просто текст, а считай с дополненной реальностью. Так что определённый плюс современных технологий состоит в том, что для изучения какого-то вопроса достаточно иметь устройство с доступом в интернет, и совсем нет необходимости злоупотреблять веществами.

    Размышления автора о природе реальности и иллюзии, а также о роли медиа в формировании общественного сознания – крючок, на который ловится читатель. А ты готов расстаться со своей идентичностью, чтобы вписаться в вечность?

    Ну и бонусом, спасибо Ad Marginem за шаблон

    21
    681