Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой дневник

Дорис Лессинг

  • Аватар пользователя
    Аноним10 марта 2015 г.
    Боимся мы того, чего не понимаем.
    © Лидия Щербинина

    Недавно отметила для себя такую вещь: многие читатели побаиваются громких имён - всяких там лауреатов, номинантов и победителей. С чего бы это? Ведь гораздо логичнее была бы ситуация, когда бы к произведениям таких писателей проявлялся повышенный интерес, а пометка "лауреат Нобелевской премии - 2007" считалась бы безусловным гарантом качества литературы.
    Так и почему же мы все испытываем почти неосознаваемый, граничащий с суеверным, страх перед такими книгами? Думается мне, всё дело в понимании, а точнее в непонимании... Мы все просто боимся чего-то не понять.
    Опасалась и я. Размер, аннотация, необычная структура, "классика феминистской литературы", чересчур оголённая дама на обложке. А я ведь действительно была очень близка к тому, чтобы отложить эту книгу куда-нибудь на дальнюю полку и не вспоминать про неё ближайшие ...дцать лет. Как всё это невероятно глупо - я чуть не упустила одну из самых лучших, самых поразительных и потрясающих историй из когда-либо написанных...

    А если поконкретнее?
    Вообще эта книга о женщине по имени Анна Вулф. Наверное, в жизни любого человека бывает такой период, когда нужно обернуться назад, оценить пройденный путь, осознать своё нынешнее положение, наметить какие-то ориентиры и двигаться дальше. В начале истории Анна встала на порог этого самого периода: её бросил любимый мужчина, она в одиночку воспитывает дочь, которая не хочет быть похожей на мать, у неё наступил писательский ступор, она разочаровалась в своих политических убеждениях. Но самая большая и трудно решаемая проблема притаилась где-то внутри, в голове: у неё не стало жизненной цели, а вместе с ней исчез и смысл её тленного существования.
    Чтобы избежать хаоса и хоть как-то разобраться в происходящем, Анна начинает вести дневник, а точнее четыре тетради. Она как бы разделяет себя саму на четыре части: писателя, политика, вымышленного персонажа и обычного человека. Содержимое этих тетрадей, а также несколько сцен из жизни главной героини, в которых она выступает в третьем лице, как раз и представлены в романе.

    Ну, давай уже о впечатлениях, что ли...
    Через полчаса после начала чтения на смену страху перед Нобелем пришёл ужас от понимания того, что эта книжка кончится ещё очень нескоро, а первые страницы мне совсем не нравятся. Затем наступило осознание жуткой, беспросветной, густой и мутной, как вода в болоте, скуки - я всё никак не могла сконцентрироваться на тексте: я читала о том, как Молли вышла замуж за Ричарда, а думала о том, что неплохо было бы сегодня вечерком сходить в кино с подругой или приготовить фаршированную курицу. Дошло до того, что я даже выключила музыку в наушниках (Да, я читаю книги под музыку. И нет, обычно одно другому не мешает. :), что я делаю довольно редко. Но и это не помогло - я перечитывала одни и те же слова по пятнадцать раз к ряду, но складывались в осмысленные предложения они только после шестнадцатого. Мне казалось, что эта мука никогда не кончится. В голову пришло какое-то воспоминание из раннего детства: "Нет, Танюша, сначала скушай суп, а потом я дам тебе конфету," - и это ощущения нескончаемости бурой жидкости в твоей тарелке...
    А потом я стала читать вслух. И поняла, что это нужно было делать с самого начала...

    Не могу сказать, что главная героиня книги так уж мне близка. Нет, скорее даже наоборот. Мы с ней совершенно разные люди, и рознят нас не только время и расстояние, но и возраст, политические взгляды, мировоззрение. Однако это ни в коей мере не помешало мне с огромным интересом наблюдать за жизнью этой женщины, анализировать её действия, сопоставлять её мысли (то, что было написано в тетрадях) и поступки (внешние проявления), видеть этот её ужасающий своей красотой танец на границе между рациональностью и безумием. И так это было живо изображено, так по-настоящему выглядело, что в некоторые моменты мне казалось, что это я Анна, и это моя личность разваливается на куски и рассыпается в прах. Галлюциногенно, однако. И жутковато. Особенно в конце.

    А ещё в этом романе подробно описывается очень интересная историческая эпоха - послевоенный период. Тут тебе и про работу коммунистических партий на Западе, и про отношение европейцев различного калибра к Советскому Союзу, и про развитие феминистского движения, и про национально-освободительные волнения в Африке... Необыкновенно богатое, многостороннее и оттого ещё более восхитительное произведение.

    Читать ли?
    Скажу сразу, книжка довольно специфичная, поэтому может вызвать самые разные реакции в градации от невообразимо-феноменально до бозе-что-за-бред. Лично я эту эту эмоциональную градацию ощутила в полном объёме. Но если Вас не только не испугало всё, написанное выше, но и в какой-то мере заинтересовало, то Вам несомненно стоит это прочесть - у Вас появился реальный шанс пополнить Вашу подборку любимых литературных произведений. Единственный совет: не торопитесь, спешка может всё испортить.

    А не зазря ведь Они там Нобелевские премии раздают...

    15
    349