Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маятник Фуко

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним1 декабря 2024 г.

    Секреты, тамплиеры и философия скептицизма

    Памятуя об эмоциях и впечатлении, оставленных романом Умберто Эко "Имя Розы" к этой книге я пришел благоговейно и с трепетом. Несмотря на всю грузность и глубину, почти каждый подход к чтению был в томном ожидании.

    Начну с минусов, их много, но они не слишком большие:

    1. Объем. В моем издании больше 800 страниц, что дает о себе знать, как по весу, так и по содержанию. Трудно удерживать в памяти как все события, так и героев, а они там встречаются не просто так.
    2.Вербальная эквилибристика. Похожий аргумент будет и в списке плюсов. Здесь хочется отметить встречающийся время от времени перебор с образами и метафорами. Не все возможно разгадать, бесконечные списки, титулы, постоянная метонимия и множество аллегорий. Если взять случайную строчку - смысл будет едва ли понятен.
    3. Перегруженность сюжета. Иногда звеньев в цепи повествования слишком много и, кажется, некоторые мешают погружению: они уводят куда-то в сторону.
    4. Концовка. Она и предсказуемая, и неожиданная. Довольно большой апломб, будто пробуждение из грезы, смешанной с кошмаром.

    К плюсам, я бы отнес следующие положительные стороны:

    1. Концовка. Ровно по той же причине. Поскольку во сне было много приятного, остается такое приятное послевкусие.
    2. Литературная элегантность. Да, много метафор, много идей, и многими можно упиваться в наслаждении. Чего стоит сопряжение понятий в аналогии от картофеля до картофеля через спасательный круг. Слова и переходы - просто чистая математика! Каббала как игра по нотам. Каждый раз восторгаюсь языком произведения.
    3. Контексты: тамплиеры, Италия в период Второй мировой войны, эзотерика и некоторые её учения. Автор излагает факты достоверно (насколько я могу судить), но приписывает особую трактовку, что вплетает каждое изложенное событие в общую цепочку умозаключений.
    4. Сюжет. Он не слишком линеен и не очень сложен, но двигаясь от события к событию, всё активнее вовлекаешься в План и план.

    Далее изложены идеи мыслей в менее структурированном виде.

    Хотя различных метафор, сотканных из слов избыточно, я практически не устал ими наслаждаться. Просто диву даешься, когда несвязанные идеи при сочетании образуют нечто осмысленное и прекрасное. Теория изобретается из ничего, буквально из воздуха выдыхаемого при составлении слов. Но даже игры со словами иногда приходилось пропускать для того, чтобы двигаться дальше по закрученному в многомерную струну миру.

    В книге изложено множество концепций, но сама фабула вертится вокруг жизни трех друзей: Казобона, Бельбо, Диоталлеви, — их трудового быта в издательстве, игры в План. От имени первого из них ведется повествование. Во многом это воспоминания и хроника событий, приведших его и остальных к какому-то итогу - решающему событию. В этих воспоминаниях автор показывает, кем являются герои, в чем их интересы, и как каждый ищет себя и момент истины.

    Какие идеи пытается донести автор? Я и близко не заметил все, но на след некоторых кажется напал. "Мысли материальны" - так можно озаглавить одну из них, но на самом деле, эта концепция состоит в том, что увлекаясь теориями заговора и создавая, пусть и в шутку, одну из них, можно оказаться в не слишком приятном обществе. Ещё одна идея, пересекающаяся с предыдущей - не стоит насмехаться над последователями тории заговора - некоторые вполне способны оказаться злопамятны. Ещё одной идеей я находу следующую мысль: если снять с человека оковы идеологии, он окажется голым и потерянным, ведь всё его существование теряет ценность (в глазах самого человека).

    В этом романе многое сказано о тамплиерах их фольклоре и последователях. Классно обыгрываются простые и сложные сопоставления незавидной судьбы с возможностью хранения какого-то Секрета. Мне нравятся интерпретации исторических событий через призму всеобщей связности. Автор умело спекулирует на известных теориях заговора, перемножая и дополняя их друг другом.

    Было интересно присоединиться к каким-то друидическим ритуалам, пусть и со стороны. Южноамериканский оккультизм и его связь с современностью дают толчок к генерированию идей о представлении культуры групп людей.

    Ещё одну концепцию можно охарактеризовать "ты то, что ты ешь". Она дополняет и развивает предыдущие. И говорит о том, что даже смотря на мир с определенной долей скептицизма, нельзя полностью от него отстраниться и постоянное общение с тезисами определенного склада.

    Эпиграфы глав работают как надо: и создают атмосферу, и знакомят с некоторыми первоисточниками.

    Вся история носит вид хроники воспоминаний как причина определенных событий. И всё время, пока читаешь, колеблешься, где происходит повествование: является ли мир книги, тем же, в котором живешь, это отдельный мир, живущий по тем же законам, или это фантастическая вселенная, где всё возможно. Становясь вместе с Казобоном свидетелем многих, мягко говоря, необычных событий, пытаешься вместе с ним всё объяснить, сомневаешься, ищешь зацепки. Пик достигается непосредственно у маятника, где автор искусно со знанием дела гипнотизирует и вводит в особенное состояние. И точно также как гипноз после всё рассеивается, и ты остаешься слегка дезориентированным. Будущее видится туманно, стали доступны новые знания, но насколько им можно доверять?

    На этом с поверхностным рассмотрением закончим.

    Подводя итог, хочу сказать: произведение объемное, но достойное. Рекомендую тем, кто любит поупражняться с речью и философией, кто любит истории о различных орденах, культах, особенно тамплиерах. В книге много путешествий, с подробным описанием местности, что тоже может послужить рекомендацией. Книга заставляет задуматься в этом она хороша.

    6
    347