Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ka: Dar Oakley in the Ruin of Ymr

John Crowley

  • Аватар пользователя
    Аноним1 декабря 2024 г.

    ...Люди, так озабочены смертью. Ворона просто хочет жить.

    Промахнулась я, выбрав эту книгу для чтения, — исходя из жанра ожидала фэнтезийных приключений, но данное произведение я бы не отнесла к фэнтези ( хотя автору, конечно, виднее). Это некое художественное, философское, образное исследование мифа - мифа о Смерти, переосмысляющегося и изменяющегося в пространстве и времени.
    Есть два мира — мир Ка, мир животной сущности, и мир Имра, мир человеческий, включающий в себя также мир посмертия. Ворона Дарр становится людским проводником между миром живых и миром мертвых. Не потому, что так захотел или получил такой дар от природы, а потому, что это вообразили люди, вообразили и поверили.


    Живой или мертвый, ты не можешь отправиться на небеса, или на Остров Блаженных, или в любую другую страну теней, если не веришь, что они ждут тебя, что врата открыты – или откроются для тебя, когда ты придешь к ним в свой срок.

    Главным героем романа является самец вороны Дарр, он и поведал свою необычную историю рассказчику. Дарр единственный из ворон, кто научился понимать речь человека, говорить с ним, кто стал истинным проводником в мир мертвых. Не всегда с первого раза понятно о чем он говорит — Дарр все же птица и мыслит другими понятиями. Так, он обещает своей стае, что скоро они прибудут в новую страну, путь в которую необъясним и загадочен - страна сама придет к ним. И только потом мы понимаем, что говорил он о Будущем. И в его речах мы также видим философское переосмысление привычных нам понятий.
    Дарр впервые отправляется в загробный мир с мудрецом-друидом на поиски друга-человека, где время течет иначе - пока он там находится, в Ка проходит много лет.
    Мир меняется не столько из-за внешних изменений, сколько из-за внутренних верований. Следом за эпохой друидов приходит время христиан и Имр меняется. Попав в преисподнюю в этот временной отрезок, Дарр видит совершенно иную картину. Только в этой эпохе стали возможны мучения грешников за свои земные деяния, споры между ангелами и демонами о возможности искупления, да и само существование ангелов и демонов.


    ...в Имре то, что люди считают правдой, – правда.

    Разговоры ворон переданы очень интересно, я примерно так бы и представляла их беседы - коротко, однозначно, предельно предметно, но в то же время обобщенно. Мне было интересно следить за их поведением, за их вороньими обычаями. Они представляют собой конкретный, животный мир, в котором нет смерти, нет посмертия. В нем нет даже имён. Вернее не было, пока их не принес Дарр, он наделяет ворону именем, которое позволяет рассказать историю о конкретной вороне, сохранив о ней память.
    Для ворон жизнь и смерть предельно ясны. Они просто хотят жить. Они скорбят по умершим, но не озабочены смертью. Им сложно понять человеческое мироустройство, их повадки. Они радуются пиршеству, которым можно насладиться после битвы, но не понимают, почему люди это творят,
    "Почему убивают тех, кого не могут или не хотят съесть?"
    Продираться через повествование было сложно, иногда очень интересно, иногда скучно. Но бросить книгу желание не возникло, просто потреблять её нужно было дозировано, разбавляя другим чтением или другим видом деятельности. Впечатлительным натурам могут не понравиться описания расклевывания воронами человеческих трупов, которые даны достаточно подробно и натуралистично. Поскольку среди древних верований есть традиция "дарить" тела мертвых птицам, дабы те напитались их мясом и перенесли их души в мир мертвых, то этому уделено не мало внимания в книге. Также часто преподносятся описания настоящего вороньего пиршества на полях брани.
    Если с самого начала не относиться к книге как к бойкому приключенческому роману, то она доставит удовольствие вдумчивому читателю.

    10
    191