Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Acolytes of Cthulhu

Автор неизвестен

  • Аватар пользователя
    Аноним1 декабря 2024 г.

    Ктулху без культа

    Ну-с, поговорим о дедушке нашем Ктулху, точнее, о последователях или, как они еще называют себя, аколитах, Говарда Филлипса, сами понимаем, Лавкрафта.

    И тут возникает одна проблема. Пережив острое увлечение его творчеством, я до сих пор отношусь к рассказам Лавкрафта с большой симпатией, хотя перечитывать их слишком часто или даже регулярно не возьмусь. Не от ужаса, конечно. А, скорее, от скуки предсказуемости – теперь-то уже известно, чем все кончится. Но если сам Лавкрафт и немногочисленные его предшественники-современники-ученики и прочие друзья-последователи, типа Кларка Эштона Смита, Августа Дерлета или, уже неоднократно похваленного мною (и не только) Томаса Лиготти, мне кажутся вполне самостоятельными в фантазиях, визионерских экспериментах, темах и смыслах своих рассказов, то с последователями, подражателями и прочими наследниками лично у меня дела обстоят напряженно. За крайне редкими исключениями, я нахожу последующих разработчиков культа Ктулху весьма скучными и даже не вторичными. Впрочем, охотно допускаю, что причина этому – мое личное, более чем спокойное отношение к теме древних богов и затонувших вместе с невыразимыми тайнами континентов. А потому и не могу до конца оценить вклад последователей в эгрегор.

    Так вышло и со сборником «Культ Ктулху». Сам по себе, набор имен в книге очень симпатичен, собственно, Майринк, Борхес и Гейман говорят сами за себя, да и Эдмонд Гамильтон тоже не абы кто. Более того, почти все рассказы предполагаются весьма ироничными и даже стебными по отношению ко всей идее Древних Богов и всего такого неописуемо-ужасного, но… за исключением все тех же пофамильных персонажей, рассказы слабоваты даже для просто юмора.
    То, что вошло в сборник, может быть, пожалуй, фанфиками, попытками попробовать свои силы на территории автора, но среди фанфиков бывают шедевры, здесь же не было ни одного. Кроме невольной ошибки составителя, поместившего под одну обложку мощного даже в небрежной зарисовке «Есть многое на свете…» Хорхе Луиса Борхеса, изящного в своей откровенной насмешке Густава Майринка с «Пурпурной смертью» и авторов, очень старательно топчущихся на всех положенных жанру штампах, не в силах сдвинуться ни в какую сторону. Вот это, пожалуй, было самым великолепным решением. Очень ироничным.

    Почти во всех рассказах видно, в какой момент у автора иссяк запал и нужно было дотащиться до финала. Иногда наоборот – хорошо придуманный финал очень нуждался в начале и середине и как-то это все следовало придумать… да и то самое чувство юмора, желание тонко и красиво поиронизировать над дедушкой ГФЛ, было не у всех в достаточном количестве и, пожалуй, в полной мере соблюсти все необходимые условия для того, чтобы стало смешно, удалось только, что опять же, неудивительно, только Нилу Гейману в действительно очаровательном рассказе «Шогготское особое, выдержанное».

    Таким образом, «Культ Ктулху» вышел, скорее, хорошо изданным и оформленным сборником низкорейтинговых фанфиков, нежели антологией последователей Лавкрафта. Разумеется, все это имеет право на жизнь. Но, в отличие от произведений родоначальника, досадно даже не то, что не страшно – в конце концов от рассказов самого ГФЛ в наши дни тоже как-то не страшно, досадно, что никто из авторов не удосужился внимательно прислушаться к миру и не попытался извлечь из него ту самую чистую ноту ужаса от принципиальной непостижимости мира за пределами скудного человеческого бытия, которая и есть настоящий кошмар вселенского масштаба. И вот как раз Древние… в смысле, писатели старшей когорты, это хорошо знали.

    4
    81