Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обломов

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    Аноним29 ноября 2024 г.

    «…честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно... Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот чему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя».

    Так Штольц отзывается об Обломове.

    Сам же Обломов так говорит о себе:

    «Разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне?.. И кому я это говорил? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан неясно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». «Да, я барин и делать ничего не умею!»

    И Обломов говорит совершенную правду. Он не прикрывает свою лень незнанием дела, он действительно не знает и не умеет ничего, действительно не в состоянии решить какое-либо мало-мальски путное, да и простецкое тоже, дело.

    Его желания облечены только в форму: «А хорошо бы, если бы вот это сделалось»; но как это может сделаться, — он не знает. Оттого, он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось…

    И в тоже время, человек, полностью и во всем зависящий от других людей, презирает их. Он самодовольно проводит перед Захаром параллель между собой и «другими»; он в разговорах с приятелями выражает наивное удивление, из-за чего это люди бьются, заставляя себя ходить в должность, писать, следить за газетами, посещать общество и проч. Он даже весьма категорически выражает Штольцу сознание своего превосходства над всеми людьми. «Жизнь, говорит, в обществе? Хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!». И все спрашивает: «А где же во всем этом человек?». А сам ли Обломов – человек? И кто для него человек?

    Ни в чем он не видит смысла жизни. Он служил. И не мог понять зачем это бумаги пишутся и уволился. Он учился. Но не знал для чего ему могут послужить знания  и сложил книги в угол и равнодушно смотрел, как их покрывает пыль. Он выезжал в общество, но не понимал зачем люди в гости ходят и стал по целым дням лежать у себя на диване. И так во всем. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, испытывая презрение к «муравьиной работе людей», суетящихся бог весть из-за чего.

    Он вовсе не умеет любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни. Он не прочь пококетничать с женщиной, но только дело дойдет до чего-нибудь серьезного, он немедленно обращается в бегство. Женитьба на Ольге сама по себе не страшила его. Но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по имению; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил.

    Себялюбие Обломова доходит до самоуничижения. Но с той лишь целью, чтобы иметь удовольствие быть опровергнутым и услышать похвалу от тех, пред кем он себя ругает. Обломов, написав к Ольге, чувствовал, «что ему уж не тяжело, что он почти счастлив»… Илья Ильич не мог удержаться, чтобы не подсмотреть за реакцией Ольги на его письмо, а, тем более, не мог удержаться не предстать пред ней в момент, когда увидел, что Ольга убита горем. И в этом моменте он выставил себя красующимся перед самим собой, доказывающем самому себе важность своей персоны для другого человека.

    Идеал счастья для Обломова заключается в сытной жизни, с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу, в халате, в крепком сне, в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают.

    Единственное, что делает Обломов искренне, так это бездельничает. Он не старается прикрыть свое безделье, а спокойно, даже с гордостью выставляет его напоказ.

    Так что, неправ был Штольц, так положительно отзывающийся об Обломове. Обломов – не «хрустальная и прозрачная душа», а ленивый и апатичный барчук, не делающий зла (хотя, с какой стороны посмотреть, Ольге так зла было причинено сполна) лишь только потому, что вообще ничего не делает.

    Участь таких «обломовых» незавидна. Имя таким «обломовым» легион. Каждый читатель в какой-то момент может узнать в Обломове себя. И очень важно в этот момент не пролистать страницу романа дальше, а задуматься, сделать выводы и действовать. Только не по примеру Ильи Ильича.

    5
    167