Рецензия на книгу
Шанхайская головоломка
Ши Чэнь
Аноним28 ноября 2024 г.Логика на высоте, Эмоции подкачали
Сразу скажу, что в целом книга мне понравилась и я не жалею, что я прочитал. Сюжет интригует с первых слов. Китайский колорит добавляет экзотики. Многочисленные отсылки как к известным западным детективам (и не только Шерлоку Холмсу) так и к реальной китайской истории добавляют книге атмосферности.
Главный герой - молодой математик и по совместительству частный детектив Чэнь Цзюэ - мне очень понравился. Он явно смоделирован с Шерлока Холмса как сам автор и признаётся, только с уклоном в математику и с синдромом Асбергера, что делает его более живым, что ли, чем "машина" Шерлок, и в то же время объясняет его асоциальность.
Задумка автора и логическая часть повествования тоже почти безупречны. А вот эмоциональная и психологическая составляющие на мой взгляд весьма подкачали - а именно, абсолютно неправдоподобное поведение героев в определённой ситуации и совершенно неуместная любовная линия. Но объяснить это подробнее я могу только на конкретных примерах, а потому далее будут спойлеры. Правда, это небольшие спойлеры, и главного - имени убийцы и мотивов преступлений - я не раскрою, так что можете продолжать читать несмотря на мини-спойлеры. Итак, поехали.
Герои приезжают в дом, где двадцать лет назад было совершено убийство, чтобы его раскрыть. Всё бы хорошо, но проблема в том, что с их приездом убийства начинаются вновь, и двоих из них убивают в "процессе раскрытия преступления" (спойлер номер один, впрочем, о нём в одном из ранних глав предупреждает и сам автор). И вот что меня поразило в поведении персонажей на этом фоне - что после первого убийства никто из них не покинул особняк (хотя убийца скрывался в нём, среди них!) Один пытался, но его подняли на смех. И вот скажите, это разве естественная реакция в данном случае? Судите сами. Вы приезжаете в загадочный особняк где двадцать лет назад произошло убийство, с группой незнакомцев, и прямо на ваших глазах сперва одного, а потом другого человека снова убивают, и убийцей может оказаться ЛЮБОЙ из присутствующих! Разве вашим первым желанием не было бы свалить из этого особняка куда подальше, и если не после первого, то после второго убийства точно?
Справедливости ради, одному из персонажей это в голову приходит, но остальные поднимают его на смех (хотя его предложение было самое здравое), и все остаются. Причём убедительных причин для этого не приводится. У всех были машины, и уехать можно было в любой момент. Дождь за окном для машин не помеха, да и он у них скоро закончился. Приводимые персонажами аргументы - "завтра приедет полиция, продержимся до завтра" - совсем неубедительны. Если среди них психопат-убийца который 20 лет назад также за один день убил 5 человек, что ему помешало бы сделать это снова, и тоже за один день? Двоих он и убил! И если им так хотелось расследовать убийство, почему бы бы было не уехать и не вернуться когда приедет полиция? Чисто чтобы не испортить автору сюжет? К тому же среди них уже был один полицейский, почему бы ему было не вызвать подкрепление прямо сейчас, не ожидая завтрашнего дня?
И ладно что персонажи не покидают особняк, они и ведут там себя вполне непринуждённо - мило беседуют, играют в карты, жарят стейки...Скажите, вы бы себя вели также если бы на ваших глазах убили двоих человек и вам самим угрожала бы смертельная опасность? Опять же, психологически очень неубедительно.
Но апофеозом психологического фейла автора была абсолютно неуместная любовная линия, причём неуместно в ней было ВСЁ от начала и до конца. Рассказчик - друг главного героя - в особняке с первого взгляда влюбляется, и не в абы кого, а в девушку другого персонажа. Потом этого персонажа как раз убивают (!!), и - как удачно! - путь рассказчику "освобождён"! При этом он не удосуживается подождать даже раскрытия убийства для приличия, а начинает подкатывать к девушке убитого прямо СРАЗУ, и практически у у всех на глазах. Не знаю как кому но меня это дико покоробило, это же явный фейспалм. Я конечно не девушка, но если бы ко мне кто стал подкатывать буквально на СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ после смерти дорогого мне человека, я бы его сразу матом послал на все четыре стороны.
При этом сами его "чувства" настолько наивны, незрелы и неадекватны что прямо диву даёшься! Я вообще не поклонник "любви с первого взгляда", но когда персонаж говорит что готов "умереть за девушку" которую он только ВЧЕРА узнал - извините, это уже перебор. Это полный бред. Причём такие эпизоды весьма навязчивы - почти в каждой главе он об этой девушке думает, и это несмотря на её парня - ни когда тот был жив ни когда его убили. Это даже аморально и бесчувственно уже как-то.
Да и вообще, как рассказчик мог думать о девушке и любовной интрижке, когда у него на глазах только что произошло убийство, и опасность могла угрожать и ему самому, как другу детектива это убийство расследующего? Любой нормальный человек в такой ситуации думал бы о том, как защитить свою жизнь. Или хотя бы был потрясён произошедшим у него на глазах убийством! Точно не до того, чтобы думать о сексе и любовных интрижках. Это каким же надо быть озабоченным, чтобы в ПОДОБНЫХ обстоятельствах об этом думать, и ТАК МНОГО!Причём самое "великолепное" в том что в этой абсолютно неуместной и неадекватной любовной линии не было НИКАКОЙ необходимости от слова совсем! Сюжет бы НИЧЕГО не потерял, если бы её не было. Да и саму эту девушку автор ввёл такое ощущение ТОЛЬКО в качестве любовного интереса рассказчика - в сюжете она тоже никакой роли не играла. Можно было бы легко обойтись и без неё, и без любовной линии. Я вообще не понимаю, зачем в книгах должна быть обязательная любовная линия (если это не любовный роман) - зачастую она только мешает и отвлекает от основного сюжета, но если уж вводите её, то вводите хотя бы правдоподобно и интересно, а не вот ТАК.
Или автор решил ввести эту любовную линию чтобы уйти от некоей гомоэротической двусмысленности между главным героем Чэнь Цзюэ и упомянутым рассказчиком Хань Цзинем? Так опять же, эту двусмысленность автор сам и создал тоже - никто его за язык не тянул, можно было все гейские намёки опустить безо всякого вреда для сюжета также как и неудачную гетеросексуальную любовную линию. Так автор сам их ввёл, и не единожды. Какие именно? Перечислю для проформы, надеюсь в "пропаганде" за это не обвинят.
Во-первых, Чэнь Цзюэ заявляет рассказчику, что подумал что он гей только лишь потому, что у него нет и не было девушки (при этом у самого Чэнь Цзюэ её тоже нет и не было, что придаёт ещё больше "голубой" двусмысленности сцене). И кстати, это даже пошатнуло его хвалёные дедуктивные способности в моих глазах - разве гомосексуальность это единственная причина отсутствия отношений? Может человек просто не готов к серьёзным отношениям или сосредоточен на работе, или ещё что.
Дальше - больше. Рассказчик периодически заглядывается на обнажённый мускулистый торс Чэнь Цзюэ, они жарят друг другу стейки посреди ночи, и другие персонажи их на эту вот самую тему периодически подкалывают. При этом поймите меня правильно - я не гомофоб, меня бы совсем не покоробило, если бы автор открыто и честно сделал главного героя и рассказчика парой. Но вот эта двусмысленность и абсолютно притянутая за уши любовная линия с девушкой у рассказчика (как будто специально чтобы уйти от гей-линии, потому что больше в ней смысла не было как я написал, от слова совсем!) как-то слегка покоробили.
Не, я конечно понимаю, в Китае как и у нас цензура и открыто об этом говорить нельзя, но вот та же Мосян Тунсю говорит об этом вполне открыто и её популярности это судя по всему не мешает. Тогда в чём тут проблема, к чему вообще эта двусмысленность? Либо делай своих персонажей парой открыто, либо не вводи никаких намёков и двусмысленностей.
Так что вот за эти моменты и снижаю оценку - за неправдоподобное поведение персонажей в особняке, за абсолютно неуместную любовную линию и за гей-двусмысленность.
293