Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лени Рифеншталь

Одри Салкелд

  • Аватар пользователя
    Аноним6 марта 2015 г.

    Наверное, биография Лени Рифеншталь – одно из самых ярких доказательств магии искусства: так же, как какого-нибудь актёра поклонницы наделяют всеми достоинствами сыгранных им героев, Лени оказалась отождествлена со всем ужасом и отвращением, вызываемым фашизмом. С горечью читаешь те страницы, где описаны все унижения и весь позор, которые ей пришлось выносить десятилетиями (!) после разгрома режима Гитлера. Не знаю, заслуживает ли подобного ада хоть кто-нибудь.

    Что касается более благополучной части биографии Лени, то это больше похоже на какой-нибудь приключенческий роман! Авантюра за авантюрой – съёмки в тяжёлых условиях в горах, съёмки в Гренландии на льдинах, съёмки в Африке вдали от цивилизации... Сама Лени поражает воображение своей энергичностью и решительностью. У неё был невероятно деятельный характер и активный образ жизни. Несмотря ни на что, всегда масса планов и идей, никакого страха, готовность идти напролом и добиваться своего – если не разумными доводами, то слезами и истериками. «Она излучала чувственность и радость», «в ней был совершенно невероятный источник энергии» – и это ясно ощущается даже со страниц книги о её жизни.

    Биография написана с явной симпатией к героине, но без попыток безусловного "обеления". Автор не стесняется раскрывать нестыковки в интервью, воспоминаниях и документах, не умалчивает и о восхищенном отношении Лени к Гитлеру – но в то же время пытается отстраниться и посмотреть на события без пелены ненависти к тому режиму и тому времени. Книга очень удачно выстроена: хотя большинство эпизодов описано в привычном "линейном" порядке, тем не менее строго он не соблюдается – это не унылый пересказ, что было в начале, а что потом. Скорее это портрет, где что-то подано ярко и выпукло, а что-то невнятно маячит на заднем плане. Самые значимые эпизоды жизни Лени выписаны в подробностях, при этом автор может и забежать немного вперёд, и вернуться назад. Несколько первых глав вообще идут не в хронологической последовательности. Но это нисколько не мешает читать, наоборот – биография выглядит более живой и непосредственной.

    В книге много внимания уделено самому творчеству Рифеншталь: её самым главным фильмам («Триумф воли» пересказан чуть ли не покадрово), её «фирменным» приёмам, раскрыта суть её новаторства в съёмках, в режиссуре, в монтаже. Попутно автор делится мыслями о документальном кино и о проблемах искусства вообще – эти рассуждения вполне органичны и не затянуты.

    В целом биография произвела очень яркое впечатление. Я хотела просто узнать что-нибудь о судьбе Лени Рифеншталь, но неожиданно получила гораздо больше. Одна из самых интересных книг, прочитанных в последнее время.

    46
    422