Рецензия на книгу
Бронепароходы
Алексей Иванов
SanekPistoletov26 ноября 2024 г.«Красин», «Красин», наш ледокол-исполин, красен, красен, лестниц твоих ковролин!
Казалось бы, времена, когда один человек мог заниматься диаметрально разными видами деятельности и быть выдающимся в каждой ипостаси, давно позади. Нет больше Леонардо да Винчи, Михаилов Ломоносовых и Всеволодов Бобровых, по-настоящему успешным можно стать только в одной узкой области. Но как же тогда получилось, что и «Блуда и МУДО», и «Сердце пармы» написаны одним и тем же человеком? Пожалуй, этот вопрос вполне потянул бы на «главный вопрос жизни, вселенной и всего такого» (правда, всё равно непонятно, причем тут число 42).
«Бронепароходы» вполне вписываются в ряд романов Иванова на исторические темы (вслед за «Сердцем пармы», «Тоболом» и т.д.) Действие происходит в центральных регионах России в период Гражданской войны, происходящие события описываются от лица персонажей, так или иначе связанных с российским речным флотом. История масштабна и многомерна, затрагивает и боевые действия, и борьбу зарубежных нефтяных корпораций за новые месторождения, и личные трагедии героев.
Мне понравилось, как в произведении описана гражданская война, когда всё происходящее – это хаос. Деление на противоборствующие стороны очень условно, одни и те же люди (как, например, экипаж буксира «Лёвшино») участвуют в военных действиях сначала на стороне «красных», потом и на стороне «белых», сами белые – это не монолитная сила с единым руководством, а некая совокупность очень и очень разношерстных политических единиц, включающих в себя, к примеру, и учредиловцев, непосредственно свергавших царя, и монархистов. Города постоянно переходят из рук в руки, всё место действия окутано туманом войны. И как и всегда в подобных обстоятельствах находятся люди, следующие завету Мизинца из «Игры престолов», о том, что хаос – это лестница! Кстати по количеству неожиданных смертей «Бронепароходы» также вполне себе можно сравнить всё с той же «Игрой престолов».
В начале чтения романа некий хаос образовался и у меня в голове, так как количество сюжетных линий, второстепенных и главных персонажей (а поначалу абсолютно неясно, кто каким окажется), географических точек, пересекающихся интересов просто зашкаливает. Однако к середине романа всё более-менее устаканивается. Нельзя сказать, что истории всех персонажей одинаково захватывающие, однако за большей частью сюжетных линий следить интересно. Мне лично наиболее любопытной показалась фигура Горецкого, интересно было наблюдать за превращением амбициозного помощника капитана, стремящегося, как и все мы, к успеху и богатству, в вора и убийцу. Каждая новая сделка с совестью открывает дорогу к следующей.
Мне кажется, завязка сделана такой сумбурной намеренно, чтобы в какой-то мере дать почувствовать царящие на улицах беспорядок и суматоху. Понятно, что очень условно, но всё же хотя бы отчасти таким образом передана растерянность героев, на глазах у которых набирал чудовищные обороты бессмысленный и беспощадный ураган революции, увлекающий за собой всех без разбора.
Как и некоторые другие романы Иванова, «Бронепароходы» оставляют приятное ощущение того, что человек, в каких бы тяжелых условиях он ни оказался, может перебороть всё, в любых обстоятельствах можно наладить счастливую и достойную жизнь, главное сохранять в себе человечность и помогать страждущим, и не идти на поводу у алчности и страха за собственную шкуру. В хорошем смысле напоминает детские сказки.
P.S. Имея за плечами уже не один прочитанный роман Иванова, осмелюсь также высказать кощунственную идею: почему бы при публикации новых произведений вторым томом не выпускать сразу и толковый словарь с использованными специальными терминами? До сих пор с обидой и растерянностью вспоминаю первую страницу «Сердца пармы», прочитав которую я понял примерно ничего. А ведь она вполне могла стать и последней для меня, только начинающего знакомиться с этим великолепным самобытным автором!
P.P.S. И да, название рецензии совершенно не в тему, признаю. Просто люблю Елизарова и повсюду вставляю цитаты из его песен при любой возможности, ничего не могу с собой поделать.
11494