Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Новый Вавилон

Мишель Бюсси

  • Аватар пользователя
    Neradence25 ноября 2024 г.

    В едином порыве

    В небольшом количестве, но всё же я знакома с книгами Бюсси - прочитала несколько его детективов и решила, что не моё, но тут обещалась фантастика. Фантастика - это хорошо, многие странные вещи в фантастике не ломают лор, а то и вовсе являются вполне логичной его частью.
    С удивлением обнаружила, что книга идентифицирует себя как "антиутопию", когда решила написать отзыв, потому что другой книжный сервис подсунул мне её как "социальную фантастику". Добавлю, что в смеси с детективом и боевиком такой жанр книге сильно ближе.

    Первые несколько глав мне казалось, что это отличный роман про общество будущего, где жизнь на Земле изменилась радикально, но преступления остались, потому что природу человеческую за такой короткой срок изменить нельзя. В центре сюжета, казалось, будет расследование загадочной массовой стрельбы, у которой нет вообще никакого практического смысла, а преступник настолько хитроумен, что смог обмануть всю отлаженную систему слежки. На фоне будут разворачиваться другие события: подготовка к празднику имени всего человечества, освещение особенностей социального строя, описание "Пангеи", которая управляет всей механикой квантовых путешествий, интервью молодого светоча журналистики, который публикует острые расследования, вот это всё.

    Показан интересный вариант будущего, где квантовая телепортация уничтожила все иные виды транспорта, а также решительно объединила человечество, просто отменив собой границы, социальную напряжённость и общественные конфликты. Общим языком вместо английского стал испанский, более лёгкий для изучения, работать и жить теперь можно хоть на разных концах света, путешествовать и гулять где угодно, технологии шагнули вперёд, везде свободный интернет, единое время, побеждены бедность, голод и основные болезни. Выглядит ли хорошо? Да безусловно, причём с учётом именно вот этой механики телепортации по ходу повествования даже как будто реализуемо. Хотя некоторые авторские ремарки вроде отсутствия крупных конфликтов на Земле после Второй Мировой теперь, когда я это дочитала, выглядят подозрительно, но в первый раз они воспринимались просто обобщением, что худо-бедно, но до нового технологического прорыва человечество дотянуло без самоуничтожения.

    И это приятно читается, потому что повествование насыщенное и бодрое, всё время что-то происходит, то и дело возникают новые события, лица и подозрения.
    Однако потом как будто бы история сворачивает куда-то не туда. Посреди вполне понятного сюжета с расследованием и возможными теориями заговора начали появляться куски унылой романтики, унылого социального комментария и унылых страданий очередных уникальных снежинок.

    К осмысленности поступков всех участников полно вопросов.
    Персонажи вообще совмещают в себе всё, что я очень не люблю - это плохо раскрашенный картон, но для того, чтобы скрыть их тотальную бессмысленность, автор обильно полил всё сверху розовым соусом с блёсточками ромфанта.
    Вершину безумия занимает учительница младших классов, буквально эталонная дева в беде, к ногам которой падают все мужчины. В неё почему-то и для чего-то с первого взгляда влюбляется суровый майор мировой жандармерии и бегает за ней по всей Земле, чтобы спасти, потому что она вся такая хрупкая и прекрасная, волшебная и воздушная. А вокруг всё плохо. Возможно, если вместо того, чтобы на службе пялиться на женщин или выбирать мини-юбки от Армани, чтобы бравый капитан пялился на тебя, а не на учительницу, работать, проблем в обществе было бы сильно меньше
    Но кого ж это волнует, когда тут любо-о-о-овь.
    В целом, к полиции в данном мире светлого завтра вообще очень много вопросов, потому что набирают в неё явно по объявлению: из трёх офицеров среди действующих лиц некомпетентны все. Зато очень разнообразны, что начинает подчёркиваться с первой главы - белый, азиатка, сенегалец. Ничего не имею против, но здравый смысл подсказывает, что автору стоило бы сильно больше поработать над их профессиональными качествами, а не над этнической принадлежностью, потому что когда офицер таскает с собой на места преступления домашнего кота, появляются некоторые сомнения в его здравомыслии. (Пусть я и считаю, что кот из всех персонажей здесь самый адекватный, потому что он единственный соотносит свои возможности со своими действиями.)
    Впрочем, и у журналистов, и у политиков, и у инженеров тут с навыками как-то очень так себе. Если кому-то что-то и удаётся сделать, то это либо по причине "невероятное везение, обеспеченное сценариумом", либо по причине "потому что иначе сюжет не сдвинется, насыплем сценариума и вот сюда тоже".

    На фоне статистов-хлебушков выделяется только наполовину главный злодей, он же таинственный киллер, он же правая рука самого главного злодея. Потому что в его поступках есть какой-то смысл, а ещё он способен планировать свою жизнь дальше, чем на пятнадцать минут. Хоть автор благополучно и сливает его в конце, потому что понятно, что хорошие парни обязательно должны выиграть, всё же его ветка представляла какое-то приятное разнообразие рядом с остальным шапито - складывалось ощущение чётко осмысленных действий.
    А вот про самого главгада, по совместительству президента, сказать нечего, потому что это опять чистые комиксы. Божечки-кошечки, да сколько можно, уже даже в самих комиксах не используют эти пафосные злодейские монологи в конце всех арок, а книжные авторы упорно их продолжают пихать куда попало. И каждый раз одинаково: сначала злодеи рассказывают про свой план, а потом этот план разваливают герои, превозмогая из последних сил. Это уже не клише, даже определения подходящего нет, кроме как "чистый испанский стыд".

    Ладно скроенный лор тоже выглядел таким ровно до момента, пока автор не начал вкидывать потрясающие подробности, после чего сеттинг закономерно посыпался. Он весь шит белыми нитками, ни о чём из описанного нельзя задумываться, потому что иначе можно упасть в какую-то тёмную яму безумия.

    Как прошло объединение? Как отказались от государств? Как перешли к прямой демократии? Почему человечество перестало вести войны? Почему появились именно такие понятия личного пространства? Чем занимаются десять миллиардов населения, кем они работают при изменившейся логистике? Кем контролируется единая валюта и чем она обеспечена?
    История про первую телепортированную мышь хороша, но за мышью последовала перестройка общества, которую надо опять додумать самой - вот так случилось, и теперь один народ, один язык и одна планета, потому что все так решили. А почему они так решили? Только потому, что можно сходить на обед в Арктику, а поужинать на берегу Байкала?
    И я бы не бухтела, если бы понимание этих вопросов не требовалось непосредственно для проникновения сюжетной драмой, где борются две тотально противоположных доктрины от двух бывших политических коллег: глобализма и антиглобализма, возведённые в абсолют.

    Или вот про ракету с ядерной боеголовкой; то есть, ну хорошо, Бюсси считает ООН и прочие организации тупыми, военных - идиотами, поэтому во время всеобщего разоружения двадцать пять единиц просто забыли, да и про Байконур со всей его инфраструктурой тоже. Но ничего, что запустить её в одиночку не представляется возможным и нужны минимум два человека с ключами, что можно узнать из любого документального ролика на пятнадцать минут?

    Ещё меня немножечко смутил один восхитительный момент: а почему никого не насторожило, что у этой кривой системы, которая контролирует всю (всю!) Землю и перемещения по ней, есть эталонный bus factor? Буквально один человек знает, как работает Пангея, как ей управлять и как её модифицировать. И широко известно, что этот человек физически не очень здоров, так что может отправиться к праотцам в течение в лучшем случае десяти лет.
    А дальше? Что дальше будут делать с проектом "Пангея", кто-нибудь вообще пытался подумать? Как его не то, что развивать, но хотя бы поддерживать? Где документация? Где готовые специалисты, способные его подхватить? Нет в мире безотказных систем, которые могут годами работать без ошибок, не требуя никаких усилий со стороны инженеров, и это просто вопрос времени, причём недолгого, когда всё посыпется. И останется человечество сидеть с неработающими телепортами и миллиардом строк легаси.
    План надёжный, как швейцарские часы. Да любой продакт-менеджер бы умер от ужаса, увидев вот это, а тут целый президент всей Земли такой "да нормально, зачем нам дублирующие системы, зачем нам другие специалисты, зачем нам устойчивость, всё же всегда будет хорошо".

    Насчёт точности перемещений тоже всё как-то сомнительно: определение до сантиметра географических координат с помощью спутника звучит несколько самонадеянно, что, хотя и является меньшей из проблем, добавляет смутных подозрений ко всему описанному.

    Хотя на самом деле, я могла бы оставить все эти вопросы в стороне, списав их на условность жанра, тут нигде hard sci-fi не заявлялась, так что квантовая телепортация изменила мир, экономику и геополитику - значит, так и есть, и неважно, как это всё работает, просто примем к сведению, что а вот.
    Для меня основная проблема романа заключается в другом.

    А именно в том, как упорно Бюсси пытается навязать читателю потрясающе свежую, новую и ни разу не использовавшуюся человечеством мысль, что национализм - это хорошо и прекрасно, не то, что идея этих мерзких глобалистов.
    Нет, серьёзно, вот эта вся последняя треть романа, где персонажей запихивают в Казахстан (почему не в Монголию, места ещё более необжитые), чтобы поговорить с местными политическими заключёнными, Бюсси начинает всеми силами выжимать к ним сочувствие. И рассказывать, какой моральный урод президент, который не хочет допустить возрождения экстремизма на национальной почве.
    Причём непонятна глубинная причина требований обиженных и угнетённых: нигде в книге не описано, что кому-то запрещено использовать национальные языки, национальные костюмы, национальные флаги, национальную музыку или прочее историческое наследие. Указано только то, что теперь каждый делает что хочет и живёт где хочет, и если он хочет жить в тундре и разводить оленей - да пожалуйста.
    Но нет, этого недостаточно, обиженные и угнетённые националисты требуют, чтобы им вернули монокультурные государства, где они смогут... Что смогут? Развязать парочку этнических чисток и вырезать всех представителей других культур, которые посмели оказаться на их "территории с охраняемыми границами"?
    Так и не пронзила, почему они выставляются несчастными узниками президентских амбиций. Может, это какой-то западно-европейский прикол, связанный с очередным витком неискренних извинений за "культурную апроприацию", который мне не постичь, однако с моей колокольни это всё выглядит в лучшем случае весьма странно.
    Хотя как будто рядом с возвеличиванием подозрительных лозунгов про "один народ" даже логично.

    Мне не понравилось, и я так и не смогла убедить себя, что это автор писал как сатиру или предупреждение. Есть ощущение, что всё же всерьёз.

    Что хочется сказать по итогу: получилось ну очень плохое Объединение Терры, ждём Императора дальше, описанный мир, отданный на откуп всему человечеству разом, развалится эдак через три месяца. При неплохой задумке показать, как возможность мгновенного перемещения может повлиять на прогресс, а стремление к личной власти и бесконечная за неё борьба этот прогресс сломать, вышел так себе приключенческий роман с возвеличиванием националистической идеи.
    Возможно, Бюсси лучше бы и дальше было писать детективы, в них такого странненького нарратива я не встречала. Ну хотя это раньше, мало ли, что там в последних происходит.

    Содержит спойлеры
    31
    380