Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Аноним24 ноября 2024 г.

    Скажите, а у вас тоже при перечитывании классических произведений возникает ощущение, что нынешние двадцатилетние вообще ничем не занимаются? 


    Не воруют коней, не пускаются в приключения на Кавказе, не пудрят мозги юным девам, не следят по ночам за контрабандистами, не стреляются на дуэлях, не плетут интриги и не порочат ничью честь. 


    И слава богу! 


    Каждый раз, читая, как двадцатитрехлетний Печорин «разочаровался в жизни»,  а восемнадцатилетний Онегин в начале своей истории мучился от «русской хандры», я думаю, а может, и хорошо, что у нынешних парней есть Dota, электросамокаты и Нетфликс?


    В школьные годы мне Печорин очень нравился. И сейчас я понимаю, почему. Так я реализовывала свою тягу к «плохим мальчишкам», выбирая для реального общения в основном мальчишек хороших и безопасных. Полезная сублимация, согласитесь? 


    Теперь же Печорин предстал передо мной во всем своем юношеском эгоизме. Спесивый, непоследовательный, жестокий к себе, а потому еще более жестокий - к другим. 


    «Какая юность! В те годы возраст 20 лет уже считался зрелостью!» - скажут знатоки. 


    А я отвечу, что такая вот юность. И у Печорина, и у Базарова, и у Онегина - дурная, глупая, неудержимая юность с дебильными решениями и пафосными страстями. Подозреваю, что у тех из них, кто дожил до 30, пыл бы поутих и совесть проснулась бы. Собственно, Онегин тому пример. 


    Не задумывалась я в 16 лет и том, нормально ли вообще все происходящее. Ну, например, обменять женщину (а точнее девочку) на коня. Или украсть ее. Или обесчестить и оставить (ладно, этим я была возмущена и в 16 лет). Женщина же не человек, это предмет для обмена, трофей, развлечение. Идеально для школьной программы, очень помогает держать скрепы согнутыми. 


    Ладно, не буду ворчать. Произведение прекрасно показывает, что есть время разбрасывать камни и время их собирать. Школьник с развитой эмпатией ощутит и обиду Максим Максимыча, и всю боль за угробленных девочек, и, возможно, даже терзания самого Печорина. И сделает выводы. 


    Другой же школьник просто закинет книжку подальше, запомнив ее как скучную историю о людях, с которыми у него нет ничего общего. А юным читателям интереснее всего читать именно о тех, с кем можно себя ассоциировать. 


    Поэту Лермонтову в свою очередь очень нравилось писать о тех, кем он, видимо, хотел бы быть. Настолько, что даже на прозу потянуло. И он тоже, к сожалению, не дожил до 30. 


    Кстати, хочется сказать пару слов о моей наглости критиковать классиков. 


    У нас у всех есть на это право. Для чего мы читаем книги? Для того, чтобы ознакомиться, похвалить великого писателя лишний раз и выписать пару цитат? 


    Или чтобы думать, чувствовать, учиться, анализировать, дискутировать, применять полученный опыт в жизни? 


    Читая книгу, вы ее присваиваете, запускаете бег мыслей, сравниваете нормы, и да, вы можете ее даже критиковать.  И это не отменяет вашего к ней интереса и любви. 


    Поэтому, что бы там сейчас ни читали в школе - лишь бы обсуждали вслух, а не только писали тесты с вопросами «какого цвета на Бэле было платье». 

    3
    143