Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девственницы-самоубийцы

Джеффри Евгенидес

  • Аватар пользователя
    Аноним3 марта 2015 г.

    Читать эту книгу – все равно что сложить рамку паззла, а потом обнаружить неприлично большие проплешины в основной части картинки: не одна деталька и не две, а по нескольку десятков на одном куске. С самого начала нам известен итог истории и ее главные герои, а событийный ряд постепенно выстраивается по мере чтения, но понимания произошедшему это не добавляет – нет ничего, что связывало бы веселых девочек и тела в гробах, соединительные ниточки не ускользают даже, а попросту не видны, идут где-то на изнаночной стороне канвы повествования, умело спрятанные от глаз читателя.

    Мне уже не раз встречались книги, где главный ее герой или герои вырисовываются исключительно по воспоминаниям и свидетельствам очевидцев (привет, Генрих!), но даже так эти, казалось бы, безликие персонажи наделялись миллионом индивидуальных черточек, отличавших их от всех остальных людей. А вот сестры Лисбон – одинаковые фарфоровые куколки разного возраста, отличающиеся только ростом, пристрастиями в одежде, да раз в несколько десятков страничек мелькнувшей строчкой о том, что одна любила деревья, вторая пела и так далее.

    С одной стороны, такой подход как нельзя лучше отражает рассказчиков этой истории – мальчишек, влюбленных в сестричек и следящих за каждым их шагом, но при этом (по их же собственных словам), не знающим о девочках ровным счетом ничего. С другой – у меня из-за этого к книге такое количество вопросов, что это даже пугает. При этом Евгенидиса в мальчишеских излияниях порой заносит в такие дебри слововывертов и смыслоизворотов, что суть слов весело машет ручкой откуда-то из-за горизонта.

    Все вместе это составляет такой лихорадочный, горячечный и экзальтированно-возбужденный текст, что кажется, перед тобой не реальная_художественная история, а плод мальчишеских мечтаний уже взрослых людей, отчаянно пытающихся забыть все то несбывшееся, что могло бы быть между ними и сестричками, а в итоге захламляющих немногие оставшиеся воспоминания миллионом и одним лихорадочным откровенным сновидением – тут вам и нимфомания Люкс, и секс на крыше, и карточки и записочки, подброшенные под покровом ночи, и все остальное, что могло бы быть, но скорее всего является лишь плодом воображения и уставшей памяти. В какой-то момент даже мелькает мысль, что девочки ушли сразу впятером, а агония их медленного угасания – всего лишь очередной сон или мечта, не особо тщательно, но любовно выписанная в надежде хотя бы так ненадолго воскресить безвозвратно ушедших.

    И больше всего мне интересно даже не почему девочки решились покончить с жизнью, и что их к этому подтолкнуло – а заложенный Евгенидисом в роман смысл. Есть ли он тут вообще? Что это такое в принципе было?

    Я, честно говоря, так и не определилась, нравится мне эта книга или нет, но вот то, что я второй день ломаю над ним голову и, думается, буду зависать над этими раздумьями еще не меньше недели – это очень и очень хорошо. Кажется, это заслуживает крика «браво» и продолжительных оваций.

    19
    88