Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Аноним21 ноября 2024 г.Эмили Бронте "Грозовой перевал".
На фоне романов Шарлотты Бронте единственное произведение Эмилии Бронте ужасающе для меня, читателя: отношения людей, обстановка, где они живут- здесь кругом горе, недоверие, боль... Признаюсь, уже с первых страниц было страшно. Хотелось получить удовольствие от романа, прочувствовать красоту языка, эпохи, а в полной мере не удалось.
Хитлифф и Кэтрин как центральные персонажи поражают собой. Для меня их отношения не из числа обычных. Того, что ждал найти рассказчик: "..уголок, в котором я буду избавлен от светской суеты. Сущий рай для мизантропа...",- не удалось обнаружить в "Грозовом перевале" и мне. Название имения романтично, интригующе, но вызывает осторожность из-за слова "гроза".
Поместье "...расположено так, что в ненастную погоду оказывается во власти бушующих стихий". В имении царят невероятные отношения как между Кэтрин и Хитлиффом, так и невлюблёнными людьми.
Хитлифф с детства был замкнут, необщителен. Попав в усадьбу, сразу испытал на себе ненависть ряда слуг, детей хозяина.. Даже "к своему благодетелю Хитлифф был просто равнодушен, но прекрасно знал, какое место занимает в его сердце, и понимал, что все в доме обязаны выполнять любую его прихоть". Эти ранние годы научили героя сдержанности, контролю себя. Но в то же время агрессия никуда из него не выходила. Став взрослым, он получил возможность выплеснуть её как хозяин "Грозового перевала".
Бронте штрихами в отдельных эпизодах, без долгого описания, даёт понять, каков его характер: "...произнесённое сквозь зубы", "... ещё более замкнутому, нежели я сам", "неприветливый хозяин", "отвращение к любой демонстрации чувств и проявлениям взаимной расположенности". "Ему под сорок",- пишет рассказчик, увидевший его впервые.Хитлифф не из большинства, кто на людях хочет выглядеть положительно.
Жизнь сделала его озлобленным, жестоким по отношению ко всем, кроме Кэтрин. Кто-то, как Джозеф, мирится с этим, так как сам такой же. Этот слуга знал Хитлиффа мальчиком и прошёл с ним путь до его богатства. "...кислое, как уксус, лицо" Джозефа не изменялось с годами, стал он ещё сильнее питать ненависть к людям. Другие-избегают его или открыто выражают неприятие. Нелли сдерживает свой гнев рядом с ним, называя "злодей" лишь в своём рассказе о его поступках.
Изабелла, став его супругой, сбегает: "...свирепый, безжалостный хищник", "Алчность-его неискоренимый порок", "...неужели он- сатана?"- думает женщина. Даже с бегством Изабеллы Хитлифф не переменил своё мнение о ней, жене: "Жалкая, угодливая, подлая штучка возместила стать моей возлюбленной- ...не полный идиотизм?", "...пресмыкалась передо мной!"
Открыто говорит о своём желании стать полновластным хозяином "Грозового перевала". Ни капли не стремится герой, чтобы завоевать расположение хоть кого-то. Понимая болезненность сына, стремится поскорее женить его, а после смерти последнего заполучить второе имение: "...я не дам умереть моему сыну, будущему хозяину "Дроздов", пока не стану его полноправным наследником", "Только ради такой цели я и согласен терпеть это отродье: сам по себе он внушает мне презрение, а воспоминания, которые он воскрешает, мне ненавистны!" К самому Линтону, сыну Хитлиффа, применить слово "воспитанность" нельзя вовсе. Этот ребёнок нервными криками, дерзкими выходками добивается желаемого. Даже с Кэти он ведёт себя так, не боясь выглядеть жалким. "...начал кататься и биться в истерике, словно избалованный ребёнок, который стремится изводить и мучить всех вокруг". Он неприятен. Поступает так омерзительно, зная, что вокруг потакают ему из-за его нездоровья".
Любовь и невозможность стать супругом Кэтрин сделали Хитлиффа поистине дьяволом. Узнав, что возлюбленная умерла, его слова доказали всю страсть к девушке: "Ты сказала, что я тебя убил, так являйся ко мне!...Будь со мной в любом обличье, сведи меня с ума! Только не бросай меня в этой пучине, где мне не найти тебя!...Я не в силах жить без моей жизни! Не могу жить без души!"
Кэтрин Эрншоу росла "своевольным ребёнком". "... чаще, она выводила нас из терпения",- говорит Нелли, любящая её несмотря ни на что. "К Хитлиффу она прикипела всей душой",- точно передаёт Нелли. Это были дети, растущие не разлей вода. Время проводили вместе. Юными полюбили друг друга. Чувство поглотило их настолько, что часто они не замечали людей вокруг.
"В браке с Эдгаром Линтоном мне нет места, как и в раю, и если бы Хитлиффа никто не унижал, мне и в голову не пришло бы выходить за Линтона. Но выйти за Хитлиффа-значит опуститься, стать такой, как он...как я люблю его, и люблю не потому, что он хорош собой, а потому, что в нём больше меня, чем меня самой".,- говорит Кэтрин Нелли перед тем, как стать супругой Линтона. Хитлифф слышал это. Он последние слова девушки упустил: "...если мы с Хитлиффом поженимся, то станем нищими. А если я выйду за Линтона, то помогу Хитлиффу встать на ноги и больше не зависеть от моего брата". В этом было благородное устремление Кэтрин помочь возлюбленному. Но он этого не принял. Кэтрин стала женой другого- вот что было важно ему. Это разъединило их.
Дочка умершей Кэтрин "...была бойкой, но не задиристой", "...привязчивостью она напоминала мне её мать...умела быть милой и кроткой, как голубка, с ласковым голоском и задумчивым взглядом...любила не горячо, а глубоко и нежно",-делится Нелли. Мать передала дочери свою страстную натуру, умение любить, отдаваясь чувству. Так Кэтрин всей душой прикипела к Линтону, несмотря на его избалованность.
Только экранизации дали толком разобраться в отношениях Хитлифа и Кэтрин. По-моему, между ними либо больная страсть, либо настоящая страсть, которая бывает у единиц, дарованная Небом. Я склоняюсь к первому. Исходя из биографии Эмили Бронте, не могу представить, чтобы, сама, нездоровый человек, написала о настоящей любви...Да ведь и не было у неё она, судя по фактам.
Экранизация 1970 года с Тимоти Далтоном и музыкой Мишеля Леграна совсем "снимает" ужас, исходящий от безумных отношений Кэти и Хитлифа. В экранизации обстановка домов, внешний вид героев передают дух тех далёких лет. Здесь потрясающе показана Изабелла. Она именно "ослеплена" любовью к герою, действует будто без своей воли.
Книга дала понять, как же стиль Эмили Бронте различен от стиля её сестёр. Какими были бы другие её произведения?..
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово13443