Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Продавец воздуха

Александр Беляев

  • Аватар пользователя
    Аноним17 ноября 2024 г.

    Волк в овечьей шкуре

    На первый взгляд, довольно странное название я дал этой рецензии, но, на самом деле, я сделал это неспроста. Роман А. Р. Беляева «Продавец воздуха» - самый настоящий волк в овечьей шкуре. Готов признать, что этот нападок с моей стороны может иметь субъективный характер, поэтому сами решайте, а имеет ли он право на существование. Когда слышишь «Продавец воздуха», то первым на ум приходит представитель научной фантастики или антиутопии. Не читая саму книгу, можно предположить о чём она, какой посыл несёт. На этом моменте уже можно понять, что произведение будет иметь экономико-политический характер. В этом нет ничего плохого или странного, наоборот, нормальное явление для литературы XX века и всей литературы в принципе. Я со своей стороны критикую излишнюю политизированность данного романа. В какой-то момент он резко приобретает этот характер и не покидает этот образ до самого своего завершения. Чтобы лучше понять мою претензию, я попытаюсь разобрать несколько образов из «Продавца воздуха». Хоть я и начал «ругать» роман, но стоит признать, что написан он мастерски. Довольно увлекательно оформлена научно-фантастическая сторона произведения, идея о добыче воздуха интересно показана автором. Герои хорошо описаны, они представляют собой олицетворения целых образов (об этом поговорим в дальнейшем), ты успеваешь привязаться к многим из ним и быстро начинаешь переживать им. Сама история написана довольно увлекательна, она не отпускает до самого конца. Короче говоря, «Продавец воздуха» как времяпровождение хорошо справляется со своей ролью, он обязательно подарит пару приятных вечеров. Мои же претензии относятся к его содержательной части. Чтобы не терять времени, перейду к сразу к делу.
    Начнём с образа главного героя. Георгий Петрович Клименко – русский метеоролог, который попал в глобальный конфликт и сыграл в нём не малую роль. Он обладает множеством положительных качеств. Он умён, сообразителен, целеустремлён, верен своим принципам (он убеждённый большевик). Одним словом, Клименко – человек без изъянов, ему чужда порочность, ведь у него «верные» моральные ориентиры. В Клименко я вижу образ советского гражданина, т.е. большевика, который всегда готов помочь нуждающимся и противостоять тёмным силам. Это один из элементов всей системы образов данного романа.
    Дальше стоит рассмотреть Нору. Она единственный женский персонаж этого произведения, поэтому это говорит уже многое о том образе, который она олицетворяет. Нора – женщина, которая находилась под гнётом капитализма. Та свобода, которой она обладает, является мнимой и, на самом деле, правами она не обладает. Нора была порабощена мужским обществом, она не в состоянии его покинуть. Ситуация резко меняется, когда она встречает Клименко – большевика и порядочного советского гражданина. Благодаря ему она смогла решиться на отчаянный шаг – пойти против установленных правил. На этот счёт она писала: «Но я боялась, что без вас не совершу того, что надо было совершит. Ваше присутствие поддерживало меня». Нора решила покончить с собой. Её жертва не была напрасной, ведь она смогла заставить одуматься Энгельбректа. В её самопожертвовании я вижу образ жертвы всей той социальной несправедливости, что царила в обществе начала XX века. Энгельбрект насчёт смерти своей дочери сказал: «Бэйли убил её!» Об этом убийце речь сейчас и пойдёт.
    Бэйли – капиталист, который додумался добывать и продавать воздух. «— Общества! — презрительно ответил он. — Что может дать мне общество? Мне некогда заниматься такими мелочами», «— Но не думаете же вы лишить земной шар всей его атмосферы? — с удивлением воскликнул я. — А почему бы нет?», «Мне просто нет никакого дела до человечества. Оно само идет к гибели. В конце концов наша планета не вечна. Она обречена на гибель не мною. А произойдет это раньше или позже — не все ли равно», «Я уже сказал вам, что мне нет дела до человечества. Я не хочу губить, но не желаю и отказываться от своих целей ради спасения человечества». Можно привести ещё много слов Бэйли, которые полностью дают понять кем он является. Он эгоистичный человек, который не ценит чужие жизни, который делает всё только из своей выгоды, одним словом, Бэйли – капиталист. Он является врагом главного героя как в прямом, так и идейном плане. Он не обладает ни одной положительной чертой, только отрицательными. Ему не получится сопереживать, ведь всё выстроено так, чтобы читатель его недолюбливал. Это один из грехов политизированности романа, о котором я скажу подробнее в выводе.
    Энгельбрект – учёный на службе учёных. Он олицетворяет собой знания, которые не даны всему человечеству, а удерживаются в лапах капиталистов. Энгельбрект – настоящий талант, который должен служить на благо общества, а не ради прихотей одного человека, но судьба распорядилась по-другому. Он длительное время совершал открытия в области добыче воздуха, попутно создавая оружие массового поражения. Ближе к концу произведения учёный решил тоже восстать против капиталистического режима и примкнуть к советской стороне.
    Ещё есть Никола, который по происхождению является якутом. Он умелый охотник, и этот навык довольно часто выручал его по ходу действия. Он олицетворяет собой все малые народы, которые приняли участие в борьбе с мировым капитализмом. Николой автор хочет показать важность малых народов в общественном развитии, значимость их опыта, к которому стоит иногда прислушиваться. Это подтверждается тем, что именно Никола смог сбежать из подземного города и призвать на помощь армию.
    Разобрав образы героев стоит обратиться к тому, как представлены советский союз и капитализм в романе. Союз – нечто необыкновенное, уникальное, что-то отличающиеся. Это было заметно тогда, когда Бэйли объявил о том, что готов на перемирие, из всех стран только Союз отказался от этого предлоения. Борьба с Бэйли несёт в себе идеологический характер, так как он олицетворяет собой капиталистическую систему. Довольно интересно то, что Бэйли признавал угрозу для капитализма в лице коммунистов. «Вы испортили весь мир. Нет на земном шаре угла, где бы не угрожала красная опасность»,- говорил Бэйли. Как было сказано раньше, Бэйли – эгоистичный человек, он подчиняет, поэтому у него нет по-настоящему преданных людей в окружении. Живя по принципам индивидуализма, Бэйли остался один. Как раз это сыграло с ним злую шутку. Пока капитализм разобщает людей, коммунизм их сплачивает. В конце произведения Бэйли умирает, у него нет союзников и все его силы были уже истрачены, поэтому он находился в полнейшем отчаянии. Этот момент интересен тем, что его не убивают, а он сам покончил с собой. Это показывает то, что капитализм – система саморазрушительная, которая не имеет будущего: «Да, «лопнул купец», лопнуло и все его воздушное предприятие!» Иначе дело обстояло с советской стороной. Красная армия, советские граждане (в лице Коваленко) и малые народы (в лице Николы) выступили единым фронтом и одержали победу на капиталом.
    Могло сложиться такое впечатление, что я не разделяю политических взглядов автора. Данное впечатление будет недостоверным, так как я разбираю произведение, а не чьё-то мировоззрение. Я считаю чрезмерную политизированность романа проблемой, так как она значительно упрощает восприятие происходящего. Например, Бэйли. У читателя не выйдет оценить его мотивы, понять глубину этого героя, ведь он по определению является вселенским злом, т.е. капиталистом. Также постоянное упоминание Советского Союза сбивает с погружения в историю. Только начинаешь читать про ужасные последствия добычи воздуха и резко получаешь что-то в духе: «Союз – хорошо! Союз – отлично!» У истории отсутствует глубина, ведь всё чётко разделено на чёрное и белое. Роман не призывает читателя задуматься, он чётко даёт ответ на вопрос и заставляет поверить в его истинность. Проблема в том, что автор не пытается нам что-то сказать, задать нам вопрос, а просто утверждает и утверждает. Такой подход отталкивает от произведения, ведь оно сразу становится однобоким. Повторюсь, проблема не в разных политических взглядах, а в том, что эта самая политика встаёт на первый план, тем самым перекрывая литературную часть произведения. По большей части складывается впечатление, что прочитал агитационный плакат, а не научно-фантастический роман. Теперь стоит рассмотреть роман, абстрагируясь от выше упомянутой политики. «Продавец воздуха» - научно-фантастическое произведение, что понятно из названия, про продавца воздуха. Те концепты, что описаны автором, интересны. Читать о способах добычи воздуха, о пневматических пушках, создающих целые вихри, о подземной городе и его быте было одно удовольствие. Единственный момент, который остался мне не понятным – это марсиане. Они как резко появились в повествование, так из него и удалились. В целом, «Продавец воздуха» - достойное произведение, способное подарить увлекательно приключение.

    Содержит спойлеры
    4
    141