Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним27 февраля 2015 г.Благодарный зритель
Всё началось, когда мне было 15 лет. Однажды мне приснился сон, где, как картинка, возникло передо мной расписание занятий, в котором была только одна пара, и звучала она так: «Моэм». И только спустя чуть ли не десять лет я, наконец-то, посетила это занятие. Именно с книги «Театр» началось мое личное и близкое знакомство с творчеством английского классика Сомерсета Моэма.
Поразительный, потрясающий и интригующий роман, если в нескольких эпитетах его охарактеризовать. С начала и до конца он держит читателя в приятном напряжении. Господи, как же так точно можно было создать образ главной героини Джулии! Талантливая, не побоюсь этого слова, гениальная актриса, как в театре, так и в самой жизни, ибо иначе жить она не может, она существует только в рамках своей сущности – сущности, которая живет только притворством и в притворстве.
Несколько раз, когда особо ярко проявлялась театральная природа Джулии в жизни, к примеру, когда она находилась в парке с Чарльзом, и тот ей объяснялся в любви, я мысленно трансформировала естественную обстановку парка в театральную сцену. Сцену с декорациями и бутафорским реквизитом, вроде какого-нибудь фактурного бюста писателя-драматурга, на который направлен свет, подчеркивающий нужные изгибы или выступы скульптуры, но не отвлекающий от главного, развивающегося своим ходом, действия. Конечно же, я упускаю здесь намеренно не менее важную деталь – у такого спектакля должен быть зритель. Ваш покорный слуга, да и любой другой читатель, думаю, согласится, что также выступал в данном случае преданным и благодарным зрителем.
Основной конфликт, касающийся любви (игры в любовь) Джулии к молодому юноше-клерку Тому, плавно разрешается к концу произведения. Джулия, несмотря на тот высший разум (читать, как хотите, голос совести, справедливости и т.д.), который говорит устами ее сына Роджера, остается той же самой, верной самой себе. Это пример героя, который за весь роман, за весь свой жизненный путь не изменился, сохранив в себе и для себя главную ценность в том, чтобы играть в себя, в чувства, в жизнь до конца. Я ищу ту же самую правду, что и ищет Роджер, но при этом, насколько бы противоречиво это ни звучало, я восхищена главной героиней. Она смогла достичь того Идеала, который для нее был за всю жизнь во главе стола.
«Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это - боюсь, что никого там не найду.»«Театр» – такая тонкая сатира на то, что происходит вокруг, и на нашу собственную жизнь. Мы тоже в некоторой степени актеры, плохие или хорошие, играющие по своим правилам или по чужим, осознающие это или бессознательно играющие. Важно это признать, Моэм признает.
928