Рецензия на книгу
Как роман
Даниэль Пеннак
TheLastUnicorn27 февраля 2015 г.Не знаю, чего конкретно я ожидала от этого эссе, потому что детей у меня нет и, пока что, не предвидится, да и от преподавания литературы я далека. Наверное, мне просто хотелось узнать, что же такого, особенного, может сказать автор, что будет способно перевернуть отношение к книгам и чтению, как он может подтолкнуть людей к близкому знакомству, и дальнейшей крепкой дружбе, с книгами, не "заставить" читать или, еще хуже "заставить любить читать", а именно так ненавязчиво направить человека на знакомство с литературой. Поначалу, около трети книги, мне казалось, что автор слишком много наливает водицы, но потом чтение пошло все более и более увлекательно. Интереснее всего то, что его метод - это не какое-то супер-пупер открытие века, по сути, большинство из нас и сами могли бы додуматься до того, о чем он говорит и понимать важность и ценность этой методики, но, тем не менее, когда кто-то систематизирует, вроде бы, всем известные истины, получается назидательнее.
Когда автор говорит о том, как прививать любовь к чтению дома, так сказать, с пеленок, я во всем с ним согласна. Но, когда его речь начинает касаться преподавания литературы в школе или вузе, тут уж у меня на лице появляется ироничная ухмылка - его методика для наших школ - просто утопия. У нас ведь на первом месте программа - программа, программа, программа - сочинения, изложения, экзамены, нужны только лишь хорошие оценки, никому не важно, нравится тебе читать, не нравится - главное, чтобы язык был подвешен, ну и, формировать "правильные" мнения о литературе в своих сочинениях. Я не спорю, что его метод, вероятнее всего, действительно подействует, заинтересует детей и подростков, и они станут читать больше, НО ни одному преподавателю, ни в одной государственной школе, ориентированной на успеваемость "на бумажке", не дадут просто осуществить задумку Пеннака. Либо, как вариант, вводить другой урок, который бы не назывался "Литературой" - пусть литература останется кладбищем хороших оценок, а другой предмет, скажем, просто "Чтение" - помогал бы детям подружиться и полюбить книги. И, соответственно, совершенно разные требования предъявлять к двум этим различным урокам. Мне очень жаль, что дела с системой образования у нас обстоят настолько печально, но, что есть, то есть. И моя ироничная улыбка по поводу утопичности написанного Пеннаком - это, на самом деле, очень грустная улыбка, потому что, кажется, что в этой сфере нет и не предвидится никаких улучшений... Не хочу начинать ныть, что народ читает все меньше и меньше, всегда будут те, кто читает и те, кто не любит читать. Главное, что любители почитать и сами могут додуматься до того, о чем говорит Пеннак, а те, кто читать не любит, даже и не подумают прививать своим детям любовь к чтению и, уж тем более, не будут читать чего-то на эту тему, так что тут замкнутый круг получается.
Мне также понравились 10 прав-заповедей читателя. Особенно право не дочитывать и право перескакивать - сколько я себя мучила книгами, которые совершенно не шли, от которых я засыпала на второй странице, но через которые я упорно продиралась-продиралась, попросту теряя впустую время и буквально насилуя свою любовь к чтению. Я уже давно начала стараться бросать дочитывать книги, которые настолько мне не по душе и, считаю, что это правильно. Принципы принципами, но у нас не так уж много времени, чтобы познакомиться с миллионом здоровских книг, когда мы мучаем себя и терзаемся, читая то, что совершенно не по душе. Зачем? Не понятно. Так что, Пеннак на сто процентов прав, нужно давать себе такую привилегию, как не дочитывать то, что не нравится, или же перескакивать через особо скучные моменты в книгах (чего я, кстати, ни разу не делала, обычно упорно продолжаю плакать и жевать дальше кактус).
Право читать что попало, тоже вещь хорошая - вкус к литературе формируется постепенно, не стоит мешать человеку читать то, что ему нравится, если даже это совершенно не высокохудожественная литература. Да и тем, кто увлекается высокохудожественной литературой, порой не мешает почитать "что попало" и расслабиться, почему бы и нет? Зачем быть литературным снобом? Долой снобизм!
А также, право молчать о прочитанном. На самом деле, о чем-то сокровенном, очень личном, о своих каких-то глубоких переживаниях связанных с книгой или вызванных ею, действительно мало с кем захочется поговорить. Но у нас есть право молчать о прочитанном. Потому что, многое в отношениях с литературой остается лишь между нами и самой книгой, я считаю, что подобное книжное одиночество - правильное, никто лучше тебя не поймет все эти различные ощущения, которые вызывает книга, мало кому стоит рассказывать о них. А можно и вовсе никому ничего не говорить, если не хочется.
Не буду давать свои комментарии на остальные права, Пеннак и сам дает на каждое из прав исчерпывающие комментарии, просто думаю, что я с ним согласна. Если у меня когда-нибудь будут дети, я постараюсь все сделать правильно в отношении их знакомства со всеми этими миллионами миров, которыми и является литература. Пеннак же может немного подтолкнуть в нужную сторону, как бы напомнить тебе то, что ты уже знаешь, чтобы оформить четкий план действий в голове родителя.
1839