Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним8 ноября 2024 г.Однажды я посмотрела фильм "Франкенштейн Мэри Шелли" с Робертом де Ниро и прониклась к созданию, мне его было очень и очень жаль. До сих пор, думая иногда о безмолвном Северном полюсе, я представляю, как он бродит там в одиночестве среди вечных льдов и снегов.
В октябре попалась на глаза очень красивая книга с этой историей, решила почитать на Хэллоуин.
Даже понимая, что это один из основоположников жанра, я все равно не могла побороть скуку и пренебрежение к этому тексту.
И все же тут есть о чем подумать. Главная мысль для меня - это неготовность человека к кардинальным, стремительным открытиям. Человеческая изобретательность и любопытство опережают его эмоциональное, моральное и интеллектуальное развитие. Знания, которыми мы еще не научились со всей ответственностью распоряжаться, обращаются во зло, в разрушение, если не знать, как, зачем и во что их применить, возможные последствия могут стать катастрофическими. В голову первым делом приходит ядерная бомба и тд и тп.
Вторая мюсль о том, что "мы в ответе за тех, кого приручили", в этом случае "создали".
Виктор Франкенштейн - круглый идиот) моральный деградант какой-то. Было просто невозможно читать историю, состояющую из одних сплошных нелогичных решений, уходов в беспамятство, вечных болезней и нытья.
Когда создавал, он не видел, что создает?) Добившись желаемого, он даже не задумался над тем, чтоб изучить результат, разобраться в его сути, неет, зачем, он просто моментально упал в обморок, а потом убежал, или наоборот, неважно, продолжал безостановочно ныть, снова убегать и падать в обморок до самого конца. О, какой "благородный несчастный" Виктор!
Был шанс поговорить с великаном, когда тот впервые предьявил ему ультиматум. Но неееет же! Мы будем орать, вопить, обвинять созданного нами урода в том, что он урод, но пытаться понять, конечно же, не будем.
Он же даже не попытался открыть охоту на чудовище, не обратился к полицмейстеру, не нанял головорезов, он мог, не говоря правды, придумать историю об одержимом преследующем его семью маньяке. На суде над девушкой мог хотя бы рассказать о том, что видел какого-то жуткого типа на месте преступления! Но нееет же, нет. Мы - Франкенштейн - тонкой и хрупкой душевной организации, мы не хотим, чтоб о нас плохо подумали.
Франкенштейн на протяжение всего произведения переживает только о самом себе, о том, как он сокрушен, разочарован, как он загнан в угол, как он НЕЧАЯННО стал причиной смерти всех своих близких и потенциально всего человечества.
Подвергать такой опасности свою невесту, женившись на ней, постоянно держа в голове угрозу чудовища, обещавшего кару в этом случае, уже отправившего на тот свет троих человек - верх тупости, равной которой я еще не встречала в литературах)
Виктор Франкенштейн теперь возглавляет мой топ самых отвратительных персонажей.
Великан, наоборот, предельно логичен, понятен, он действительно несчастен, я сочувствовала ему. Мало кто из нас способен представить ту степень одиночества, которой он был подвергнут, это очень страшно. Удивительно сообразительное существо получилось.
Опять же очень интересная писча для размышлений - общество, которое отвергает все инаковое, огромный уровень агрессии в человеке по умолчанию. Не интерес, куда уж там, даже не доброта, а именно агрессия - защититься и напасть. Это как в меме "когда мы все-таки встретим пришельцев, нам придется объяснять, зачем мы отсняли столько фильмов, где сражаемся с ними".
Последний монолог чудовища даже на слезы меня пробил.
Он тянулся к своему создателю как брошенный ребёнок, который беззаветно любит свою мать в то время, как та его ненавидит и винит во всех своих несчастьях. Очень грустно.
В любом случае произведение эмоции вызвало, хоть и гнева, но все же эмоции044