Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Not Waving

Michael Marshall Smith

  • Аватар пользователя
    Аноним7 ноября 2024 г.

    Не прощаясь. Майкл Маршалл Смит. 1996 год.
    Дождливые улицы Лондона, холодная комната и незавершенные мысли — он не знал, что один звонок в дверь может так круто изменить его жизнь. На пороге стояла девушка, мотокурьер Элис, держащая его долгожданный кабель. От первой чашки кофе и до странных встреч с черной кошкой их отношения развиваются, словно туманные сны, оставляя за собой только легкие следы на сердце.
    Рассказ Майкла Маршалла Смита «Не прощаясь» раскрывает сложный и завораживающий мир человеческих отношений, затянутых паутиной невысказанных желаний и внутренних терзаний. Повествование охватывает внутренние переживания героя, чья судьба непредсказуемо сплетается с судьбой таинственной курьерши Элис, привнося в его жизнь новые смыслы и разжигая внутренние конфликты. Автор хорошо создает атмосферу меланхолии и почти магической притягательности, когда персонажи, движимые своими скрытыми страстями, отваживаются переступить границу привычного.
    Сильные стороны произведения проявляются в непринужденном, но предельно живом языке повествования. Уже с первых строк рассказа чувствуется тревожное предчувствие, что скрывается за тишиной обыденности. Повседневная жизнь героя наполнена холодной невыразительной рутиной, но встреча с Элис становится для него своеобразным спасительным якорем, держась за который, он находит силы взглянуть на мир иначе. Динамика между героями строится не на диалогах, а скорее на молчаливых полунамёках, что как раз и подчеркивает нежелание каждого раскрыться полностью.
    Тема отчуждения и одиночества главного героя сквозит через весь текст, как будто бы затягивая читателя в ту же тоску, в которой живет протагонист. Страдания его спутницы, Нэнси, подчеркивают личные трагедии, которые разыгрываются за закрытыми дверями. Чувство долга, сомнения, страх – всё это перемешивается и вытягивается нитями неясных намёков. Кошка, часто появляющаяся в повествовании, становится символом раздвоенности, существом, способным побыть и здесь, и там – в тени и на свету. Этот образ усиливает параллель между Элис и животным, как будто перед нами два облика одной сущности – загадочной и тягучей, безмолвно наблюдающей за разворачивающейся драмой.
    Отмечая недостатки, можно сказать, что повествование иногда чрезмерно растягивается, внося искусственную вязкость, хотя, вероятно, это сделано для усиления атмосферы монотонного быта. Подробные описания оборудования, которые герой скупает для своего компьютера, излишне отвлекают от основного повествования, перегружая текст. Однако это отступление позволяет проникнуть в будничную жизнь героя, столь оторванную от реальности его новых чувств.
    История, наполняющаяся тайнами и непроглядной тьмой, оставляет за собой ощущение некой сказочной неопределенности. Взаимодействие с окружающим миром, проявленное в таких тонкостях, как выбор заурядного, но при этом гнетущего быта, создаёт яркое контрастное полотно. Майкл Маршалл Смит через намёки, приглушённые эмоции и яркие образы словно рисует мрачную метафору человеческого существования, где каждый жест, каждый взгляд таит в себе безмолвный крик о внимании. В этом и есть истинное очарование рассказа «Не прощаясь», где тяжесть повседневности вступает в противоречие с внутренним огнём, и вскоре становится понятно, что жизни героев больше не будут прежними. 8 из 10.

    100
    204